Концепция развития вспомогательных средств ориентирования для инвалидов по зрению с использованием мобильных устройств. Техническое задание на разработку мобильного приложения для повышения доступности транспортной инфраструктуры

Дата публикации:28.04.2018
Дата обновления:15.05.2018
Twitter Facebook Vkontakte

Реквизиты печатного издания

ББК 51.13:34.7
К65
Концепция развития вспомогательных средств ориентирования для инвалидов по зрению с использованием мобильных устройств. Техническое задание на разработку мобильного приложения для повышения доступности транспортной инфраструктуры / Н. В. Азарова [и др.]; под ред. В. Н. Довыденкова. — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2018. — 62 с. Табл. 6. Ил. 8.

© Довыденков В. Н., научное редактирование, 2018
© Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению, 2018
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2018

ISBN 978-5-7422-6141-4

Оглавление

Сведения об авторах

Азарова Н. В., СПб ГБУ «Центр реабилитации инвалидов по зрению», специалист по реабилитации инвалидов, к. т. н.
Александров Л. В., Санкт-Петербургское региональное отделение Всероссийского общества слепых, главный специалист отдела по реабилитации и работе с местными организациями.
Довыденков В. Н., СПб ГБУ «Центр реабилитации инвалидов по зрению», педагог дополнительного образования.
Корнатко Р. Ч., СПб ГБУ «Центр реабилитации инвалидов по зрению», педагог дополнительного образования.
Латкина И. Н., СПб ГБУ «Центр реабилитации инвалидов по зрению», педагог дополнительного образования.
Молчанова О. С., СПб ГБУ «Центр реабилитации инвалидов по зрению», специалист по реабилитации инвалидов.
Соснов А. Н., Санкт-петербургская региональная организация Всероссийского общества слепых, председатель местной организации «Свет».

Введение

Инвалидность — это ограничения в жизнедеятельности людей, связанные с физическими, умственными, психическими, сенсорными нарушениями, и как результат — невозможность человека, имеющего инвалидность, вести полноценный образ жизни, невозможность наравне с остальными участвовать в жизни общества.

Одним из главных условий для реализации прав людей с ограниченными возможностями на участие во всех сферах жизни является создание «безбарьерной» среды. Конвенцией ООН «О правах инвалидов» определены два принципиальных подхода к созданию доступной среды жизнедеятельности. Первый определен как принцип «универсального дизайна», который предусматривает «дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей». Пользуясь российской терминологией, именно в этом случае можно говорить о создании безбарьерной среды, когда необходимо обеспечить беспрепятственный доступ к объектам и услугам всем гражданам независимо от имеющихся ограничений жизнедеятельности.

В полной мере исполнить требования «универсального дизайна» возможно в отношении объектов нового строительства (реконструкции, капитального ремонта), а также производства новых товаров и услуг. Важно помнить, что «универсальный дизайн не исключает использование ассистивных устройств для конкретных групп инвалидов, где это необходимо». То есть «универсальность» и «безбарьерность» могут быть обеспечены и путём применения вспомогательных устройств и технологий (и помощников).

Второй принцип трактуется Конвенцией ООН «О правах инвалидов» как «разумное приспособление», или «внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем» для общества в целях обеспечения реализации инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод. В российской версии аналогом этого подхода представляется понятие «адаптивная» или «адаптированная» среда жизнедеятельности, когда речь идет о разумном, с точки зрения соизмерения необходимости и возможности, приспособлении окружающей обстановки под нужды инвалида, но с обязательным учётом, с одной стороны, его потребностей и, с другой стороны, имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения. Именно этот подход наиболее приемлем в решении проблем обеспечения доступа к действующим, введённым в действие ранее утверждения соответствующих нормативов объектам и услугам. Основой для определения приоритетов в формировании доступной среды (в данном случае «адаптивной» среды) должны стать:

  • во-первых, результаты изучения потребностей инвалидов (в частности, в получении реабилитационных и иных социальных услуг и их доступности) с объективной оценкой этих потребностей специалистами;
  • во-вторых, имеющиеся организационные, технические и финансовые ресурсы (например, планируемые на ближайшее время ремонтные работы на объекте и предусмотренные для этого средства).

«Безбарьерная» среда — это создание таких условий, при которых люди, имеющие инвалидность могут свободно передвигаться и осуществлять жизнедеятельность. В широком смысле слова «безбарьерная» среда предполагает доступность объектов социальной, транспортной инфраструктуры, свободный доступ в получении информации и связи, беспрепятственное пользование транспортом и транспортными коммуникациями, беспрепятственное получение инвалидами социальных и транспортных услуг, создание «безбарьерной» психологической среды в обществе. В связи с этим необходимо уделить особое внимание проблеме доступности объектов транспортной инфраструктуры для незрячих и слабовидящих граждан.

Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время важное значение уделяется созданию условий по доступности транспорта и инфраструктуры для людей, имеющих инвалидность, в том числе инвалидов по зрению, и их адаптации в общество.

Проблема доступности объектов транспортной инфраструктуры для незрячих и слабовидящих граждан является ключевым элементом в реализации прав людей, имеющих инвалидность по зрению, и занимает важное место в механизме правового регулирования законодательства о социальной защите населения.

1. Проблема доступности объектов транспортной инфраструктуры для незрячих и слабовидящих граждан

Объектами исследования является транспорт и транспортная инфраструктура. Предметом исследования является повышение доступности городского наземного пассажирского транспорта, обеспечивающего адаптацию людей, имеющих инвалидность по зрению.

Целью исследования является выявление ситуаций и участков городской транспортной инфраструктуры, представляющих особую сложность при использовании людьми с глубокими нарушениями зрения и поиск решений по их преодолению.

Для достижения поставленной цели были определены шестнадцать различных ситуаций, возникающих у пассажиров на различных этапах использования городского наземного пассажирского транспорта, и на их основе сформулированы задачи исследования.

  1. Обнаружение остановочного пункта.
    Поскольку, как правило, остановочные пункты не оборудованы тактильными напольными сигнальными плитками или звуковыми сигнализаторами, самостоятельно определить их расположение для человека с инвалидностью по зрению может оказаться затруднительным. Особенно, когда речь не идёт о регулярно используемой остановке (рядом с домом, местом работы и т.д.). Задача исследования — выявить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению этот этап представляет существенную сложность.
  2. Информация о прогнозе прибытия транспортного средства (далее — ТС) к остановочному пункту.
    В настоящее время большинство транспортных средств города оснащены датчиками спутниковой навигации. И информация о прогнозе прибытия ТС к остановке доступна либо с помощью мобильных приложений, либо с помощью специальных информационных табло, расположенных на остановках. Задача исследования — выявить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению доступ к этой информации представляется важным.
  3. Информация о прибытии ТС к остановочному пункту.
    Высокий уровень окружающего шума, большое количество прибывающего к остановке транспорта или другие обстоятельства могут помешать человеку с глубокими нарушениями зрения самостоятельно, на слух, определить прибытие необходимого транспортного средства к остановке. Задача исследования — выявить, является ли эта проблема значимой для людей с инвалидностью по зрению.
  4. Информация о номере маршрута и направлении движения прибывшего ТС.
    Номер маршрута прибывшего к остановке транспортного средства и конечная станция маршрута всегда размещены на транспортном средстве. Задача исследования — выявить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению самостоятельное определение номера маршрута и направление его движения вызывает затруднения.
  5. Уведомление водителя ТС о намерении инвалида по зрению осуществить посадку в ТС.
    Поскольку обнаружение транспортного средства на остановке, поиск дверей и посадка могут занимать у человека с инвалидностью дополнительное время, требуется проинформировать водителя ТС о желании человека с инвалидностью произвести посадку. Задача исследования — выявить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению информирование водителя ТС представляется важным.
  6. Обнаружение ТС.
    Уровень окружающего шума, большое количество транспортных средств, прибывающих к остановке, и другие обстоятельства могут помешать человеку с глубокими ограничениями зрения самостоятельно обнаружить остановившийся транспорт. Задача исследования — выявить, часто ли эта ситуация является проблемой для людей с инвалидностью по зрению.
  7. Обнаружение дверей ТС.
    Человек с глубокими нарушениями зрения, обнаружив остановившееся транспортное средство, не всегда может точно сориентироваться, с какой стороны находится дверной проём. Задача исследования — выявить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению эта ситуация представляет особую сложность.
  8. Информация о состоянии дверей ТС (открыты или закрыты).
    Задача исследования — выявить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению представляется необходимым дополнительное информирование о состоянии дверей (открыты или закрыты).
  9. Посадка в ТС.
    Задача исследования — выявить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению посадка в транспортное средство представляет особую сложность и требует дополнительных решений.
  10. Обнаружение поручней.
    Ориентирование внутри транспортного средства может представлять дополнительную сложность для людей с глубокими нарушениями зрения. Задача исследования — выявить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению является проблемой найти рядом расположенный поручень.
  11. Обнаружение валидатора.
    Задача исследования — выявить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению представляется сложным обнаружить валидатор (устройство для фиксирования оплаты проезда).
  12. Информация о статусе оплаты проезда: успешность срабатывания карты.
    Световой сигнал валидатора (устройства для фиксации оплаты проезда) не дублируется звуковыми сигналами. В связи с этим, информация о статусе срабатывания проездной карты недоступна для людей с глубокими нарушениями зрения. Задача исследования — выявить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению эта ситуация представляет дополнительную сложность.
  13. Информация о прибытии ТС к нужной остановке.
    Часто о названии остановочного пункта, к которому прибыл транспорт, сообщает речевой информатор внутри ТС. Однако нередко информатор по каким-либо причинам отключён и информация о названии остановок недоступна для людей с глубокими проблемами зрения. Задача исследования — выявить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению эта ситуация требует дополнительного решения.
  14. Обнаружение дверей при выходе из ТС.
    Задача исследования — выявить, представляет ли для людей с инвалидностью по зрению дополнительную сложность ориентировка внутри ТС. В частности, обнаружение дверей при выходе из ТС.
  15. Уведомление водителя ТС о намерении покинуть ТС.
    Поскольку поиск дверей и выход из ТС для людей с инвалидностью может потребовать дополнительного времени, необходимо определить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению эта ситуация представляет особую сложность.
  16. Выход из ТС.
    Задача исследования — выявить, для какого количества людей с инвалидностью по зрению представляет особую сложность выход из транспортного средства.

Характеристика участников опроса

Опрос проводился при содействии Санкт-Петербургской региональной организацией Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых».

Всего в опросе приняли участие 88 человек с инвалидностью: I группы — 52 человека (59,09 %), II группы — 34 человека (38,64 %), III группы — 2 человека (2,27 %).

Средний возраст участников опроса — 57 лет. 27 мужчин (30,68 %) и 61 женщина (69,32 %).

20 человек (22,73 %) имеют какие-либо сопутствующие заболевания: слуха, опорно-двигательного аппарата и другие.

Используют тактильную трость — 44 человека (50,0 % опрошенных), у 82 человек (93,18 % опрошенных) сформированы навыки самостоятельного ориентирования в пространстве.

Для того чтобы определить возможные альтернативные варианты решения проблем доступности транспорта, был задан вопрос об использовании людьми с инвалидностью по зрению смартфона. Опрос показал, что 40 человек (45,45 % опрошенных) используют смартфон.

Результаты опроса

По результатам обработки всей совокупности анкет по важности перечисленных выше задач были получены следующие данные (отсортировано по убыванию) и представлены в таблице № 1:

Таблица 1. Результаты опроса
№ п/пЗадача исследованияВажность задачи по результатам опроса (человек)Важность задачи по результатам опроса ( %)
1Информация о номере маршрута и направлении движения прибывшего ТС6472,73
2Информация о прибытии ТС к остановочному пункту6270,45
3Информация о прогнозе прибытия ТС к остановочному пункту5764,77
4Обнаружение валидатора ТС4955,68
5Обнаружение остановочного пункта4854,55
6Информация о прибытии к нужной остановке4753,41
7Уведомление водителя ТС о намерении осуществить посадку в ТС4652,27
8Обнаружение ТС на остановке4551,14
9Информация о статусе оплаты проезда: успешность срабатывания карты3843,18
10Обнаружение дверей ТС при входе3742,05
11Обнаружение поручней ТС3438,64
12Посадка вТС3034,09
13Информация о состоянии дверей ТС (открыты/закрыты)2629,55
14Обнаружение дверей при выходе из ТС2326,14
15Выход из ТС2326,14
16Уведомление водителя ТС о намерении покинуть ТС1921,59

Степень потери зрения оказывает существенное влияние на способность человека ориентироваться в окружающем пространстве. Поведение и потребности человека с глубокими нарушениями зрения могут отличаться от поведения и потребностей человека, имеющего остаточное зрение. Таким образом, важно проанализировать данные в зависимости от того, использует ли человек тактильную трость (то есть остаток зрения отсутствует, или его недостаточно для ориентировки), или нет (остаток зрения существенно помогает при ориентировке).

Среди опрошенных людей с проблемами зрения 44 человека (50,00 %) используют тактильную трость. По результатам обработки их анкет были получены следующие данные (отсортировано по убыванию) и представлены в таблице № 2:

Таблица 2. Результаты опроса
№ п/пЗадача исследованияВажность задачи по результатам опроса (человек)Важность задачи по результатам опроса ( %)
1Информация о номере маршрута и направлении движения прибывшего ТС3681,82
2Информация о прибытии ТС к остановочному пункту3681,82
3Информация о прогнозе прибытия ТС к остановочному пункту3375,0
4Обнаружение валидатора ТС3170,45
5Обнаружение остановочного пункта31 70,45
6Обнаружение ТС на остановке3068,18
7Информация о статусе оплаты проезда: успешность срабатывания карты2761,36
8Обнаружение дверей ТС при входе2761,36
9Информация о прибытии к нужной остановке2556,82
10Уведомление водителя ТС о намерении осуществить посадку в ТС2556,82
11Обнаружение поручней ТС2352,27
12Посадка в ТС2250,0
13Информация о состоянии дверей ТС (открыты/закрыты)2045,45
14Обнаружение дверей при выходе из ТС1636,36
15Выход из ТС1738,64
16Уведомление водителя ТС о намерении покинуть ТС1227,27

44 человека (50,00 %) тактильную трость не используют. По результатам обработки их анкет были получены следующие данные (отсортировано по убыванию) и представлены в таблице № 3:

Таблица 3. Результаты опроса
№ п/пЗадача исследованияВажность задачи по результатам опроса (человек)Важность задачи по результатам опроса ( %)
1Информация о прогнозе прибытия ТС к остановочному пункту 32 72,73
2Информация о номере маршрута и направлении движения прибывшего ТС2863,64
3Информация о прибытии ТС к остановочному пункту2659,09
4Информация о прибытии к нужной остановке2250,0
5Уведомление водителя ТС о намерении осуществить посадку в ТС2147,73
6Обнаружение валидатора ТС1840,91
7Обнаружение остановочного пункта1738,64
8Обнаружение ТС на остановке1534,09
9Информация о статусе оплаты проезда: успешность срабатывания карты1125,0
10Обнаружение поручней ТС1125,0
11Обнаружение дверей ТС при входе1022,73
12Посадка в ТС818,18
13Обнаружение дверей при выходе из ТС715,91
14Уведомление водителя ТС о намерении покинуть ТС715,91
15Информация о состоянии дверей ТС (открыты/закрыты)613,64
16Выход из ТС613,64
Выводы

Если признать значительными только те ситуации, которые вызывают затруднения более чем у половины опрошенных людей, то останется список из восьми ситуаций. При этом важными эти ситуации признаются как людьми, использующими тактильную трость (не имеющими остатка зрения, достаточного для ориентирования), так и не использующими трость (имеющими остаток зрения) и представлены в таблице № 4.

Таблица 4. Итоги опроса
№ п/пЗадача исследованияВажность задачи по результатам опроса (человек)Важность задачи по результатам опроса ( %)
1Информация о номере маршрута и направлении движения прибывшего ТС6472,73
2Информация о прибытии ТС к остановочному пункту6270,45
3Информация о прогнозе прибытия ТС к остановочному пункту5764,77
4Обнаружение валидатора ТС4955,68
5Обнаружение остановочного пункта4854,55
6Информация о прибытии к нужной остановке4753,41
7Уведомление водителя ТС о намерении осуществить посадку в ТС4652,27
8Обнаружение ТС на остановке4551,14

2. Анализ существующих аппаратно-программных решений обеспечения доступности городского транспорта для инвалидов по зрению

В современных условиях динамично развивающихся технологий особое значение уделяется созданию аппаратных и специальных решений, способных потенциально оказывать влияние на доступность городского наземного пассажирского транспорта. Поэтому необходимо более подробно рассмотреть лишь те, которые нашли наиболее широкое применение и получили положительную оценку у инвалидов по зрению.

Цель исследования — оценка функциональности существующих аппаратных и программных решений, потенциально оказывающих влияние на доступность городского наземного пассажирского транспорта.

2.1. Приложение «CityBus» — Транспорт России ООО «СОФТ-Центр»

ОС Google Android, версия приложения 1.2.12 от 06.02.2017 г. ОС Apple iOS, версия приложения 1.2.12 от 14.11.2016 г.

Функциональность

Функциональность приложения, доступная пользователям с нарушением зрения при использовании программ экранного доступа:

  • Информация о дорожной обстановке в городе: наличие и уровень пробок.
  • Информация о погоде.
  • Информация о количестве общественного транспорта в городе: количество единиц общественного транспорта на всех городских маршрутах.
  • Информация обо всех городских маршрутах общественного транспорта; поиск по маршрутам общественного транспорта; информация о маршруте, с помощью которого можно добраться до пункта назначения.
  • Информация обо всех и о ближайших остановках общественного транспорта; по остановкам общественного транспорта.
  • Информация о приближении пользователя к выбранной остановке.
  • Информация о номере дома и улице, ближайшим к пользователю.

Отсутствующие функции:

  • Автоматическое информирование о прибытии транспортного средства к остановочному пункту.
  • Информирование о номере маршрута и направлении движения транспортного средства, прибывшего к остановочному пункту.
  • Звуковая индикация проёма двери транспортного средства, при разрешенной посадке.
  • Информирование водителя о намерении пользователя Системы осуществить посадку в транспортное средство.
  • Информирование о прогнозе прибытия транспортного средства к остановочному пункту, включая информацию о номере маршрута и направлении движения.
Заключение

Для того чтобы воспользоваться функциональностью приложения «CityBus» пользователю необходимо обладать навыками работы с операционной системой Google Android и программами экранного доступа Talkback или Shine Plus, либо операционной системой Apple iOS и программой экранного доступа VoiceOver.

Приложение «CityBus» рассчитано на широкий круг пользователей, разрабатывалось без учёта специфических потребностей пользователей с глубокими нарушениями зрения; имеет недоступные программам экранного доступа элементы.

Приложение «CityBus» не может быть использовано как исчерпывающее решение для обеспечения доступности инфраструктуры городского наземного пассажирского транспорта. Приложение не обладает необходимой для людей с глубокими нарушениями зрения функциональностью, не решает задач, выявленных как «важные» на этапе исследования потребностей людей с нарушением зрения.

2.2. Приложение «Moovit»

ОС Google Android, версия приложения 5.11.0.324, от 07.01.2018 г.

ОС Apple iOS, версия приложения 5.12.0 от 28.01.2018 г.

Функциональность

Функциональность приложения, доступная пользователям с нарушениями зрения при использовании программ экранного доступа:

  • Информация обо всех маршрутах городского общественного транспорта; поиск маршрута.
  • Информация о ближайших к пользователю остановках; информация о расстоянии (в минутах пешей ходьбы) до ближайшей остановки.
  • Информация о маршруте транспортного средства, прибывающего к выбранной остановке.
  • Информация о маршрутах, останавливающихся на данном остановочном пункте, направлении их движения.
  • Информация о прогнозе прибытия транспортного средства к остановочному пункту.

Отсутствующие функции:

  • Автоматическое информирование о прибытии транспортного средства к остановочному пункту.
  • Информирование о номере маршрута и направлении движения транспортного средства, прибывшего к остановочному пункту.
  • Звуковая индикация проёма двери транспортного средства, при разрешенной посадке.
  • Информирование водителя о намерении пользователя Системы осуществить посадку в транспортное средство.
Заключение

Для того чтобы воспользоваться функциональностью приложения «Moovit» пользователю необходимо обладать навыками работы с операционной системой Google Android и программами экранного доступа Talkback или Shine Plus, либо операционной системой Apple iOS и программой экранного доступа VoiceOver.

Приложение «Moovit» рассчитано на широкий круг пользователей, разрабатывалось без учёта специфических потребностей пользователей с глубокими нарушениями зрения; имеет недоступные для программ экранного доступа элементы. Доступная функциональность приложения «Moovit» не позволяет в полной мере использовать его как решение, обеспечивающее доступность транспортной инфраструктуры городского наземного пассажирского транспорта. Приложение не обладает необходимой для людей с глубокими нарушениями зрения функциональностью, не решает задач, выявленных как «важные» на этапе исследования потребностей людей с нарушением зрения.

2.3. Приложение «Яндекс.Транспорт»

ОС Google Android, версия приложения 5.0.2 от 29.12.2017 г.

ОС Apple iOS, версия приложения 5.1 от 22.12.2017 г.

Функциональность

Функциональность приложения, доступная пользователям с нарушениями зрения при использовании программ экранного доступа:

  • Информация о маршруте транспортного средства, прибывающего к выбранной остановке.
  • Информация о маршрутах, останавливающихся на данном остановочном пункте.
  • Информация о прогнозе прибытия транспортного средства к остановочному пункту.

Отсутствующие функции::

  • Автоматическое информирование о прибытии транспортного средства к остановочному пункту.
  • Информирование о номере маршрута и направлении движения транспортного средства, прибывшего к остановочному пункту.
  • Звуковая индикация проёма двери транспортного средства, при разрешенной посадке.
  • Информирование водителя о намерении пользователя Системы осуществить посадку в транспортное средство.
  • Информирование обо всех маршрутах транспортных средств, останавливающихся на выбранном остановочном пункте, включая информацию о расписании их движения.
Заключение

Для того чтобы воспользоваться функциональностью приложения «Яндекс.Транспорт» пользователю необходимо обладать навыками работы с операционной системой Google Android и программой экранного доступа Talkback или Shine Plus, либо операционной системой Apple iOS и программой экранного доступа VoiceOver.

Приложение «Яндекс.Транспорт» рассчитано на широкий круг пользователей, разрабатывалось без учёта специфических потребностей пользователей с глубокими нарушениями зрения; имеет большое количество недоступных для программ экранного доступа элементов. Мобильное приложение «Яндекс.Транспорт» не может использоваться людьми с глубокими нарушениями зрения в качестве исчерпывающего решения для доступности городского наземного пассажирского транспорта. Многие элементы приложения «Яндекс.Транспорт» недоступны для озвучивания, а функциональность не удовлетворяет выявленным потребностям людей с проблемами зрения.

2.4. Система информирования и ориентирования инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения «Говорящий город»

Функциональность

Функциональность системы, доступная пользователям с нарушением зрения:

  • Автоматическое информирование о прибытии транспортного средства к остановочному пункту.
  • Информирование о номере маршрута и направлении движения транспортного средства, прибывшего к остановочному пункту.
  • Звуковая индикация проёма двери транспортного средства, при разрешенной посадке.
  • Информирование водителя о намерении пользователя Системы осуществить посадку в транспортное средство.

Отсутствующие функции:

  • Информирование о прогнозе прибытия транспортного средства к остановочному пункту, включая информацию о номере маршрута и направлении движения.
  • Информирование обо всех маршрутах транспортных средств, останавливающихся на выбранном остановочном пункте, включая информацию о расписании их движения.
  • Информирование обо всех остановочных пунктах выбранного маршрута.

Специалистами Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению» (далее — Учреждение) с августа по октябрь 2017 года проводилось обучение пользованию устройством «Ориентир» по программе «Индивидуальное абонентское устройство системы информирования и ориентирования инвалидов по зрению «Говорящий город». В процессе обучения осуществлялся мониторинг качества работы системы информирования и ориентирования инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения «Говорящий город» на транспорте и стационарных объектах (далее — Системы «Говорящий город»). В период с ноября по декабрь 2017 года проводился дополнительный мониторинг по использованию абонентского устройства системы информирования и ориентирования инвалидов по зрению «Говорящий город».

Цель исследования

Проведение исследования на основе мониторинга работы абонентского устройства «Ориентир» и Системы «Говорящий город» в части, относящейся к доступности транспортной инфраструктуры и стационарных объектов людям с инвалидностью по зрению.

Принцип работы Системы «Говорящий город» на транспорте

Система «Говорящий город» предназначена для обеспечения доступности основных этапов в процессе посадки незрячего человека в транспортное средство. На общественном транспорте Пользователь Системы «Говорящий город», ожидающий транспорт на остановке, получает сообщение о типе подошедшего к остановке транспортного средства, номере его маршрута, текущем направлении движения и состоянии дверей (Закрыты или Посадка разрешена). А звуковой сигнал над дверью обеспечивает определение её местонахождения. Дополнительная безопасность — водитель получает информацию о наличии пассажира, производящего посадку в управляемый им транспорт.

Общее описание проведённого исследования
  • Сроки проведения: 04.08.2017 — 27.12.2017.
  • Транспортные маршруты: 27 автобусных, 19 троллейбусных, 15 трамвайных.
  • География: 20 остановочных пунктов.
  • Характеристика участников исследования: 50 человек с инвалидностью по зрению 1 и 2 группы в возрасте от 18 до 80 лет.

Основные параметры функциональности Системы «Говорящий город»:

  1. Корректность определения номера маршрута.
  2. Корректность определения направления движения транспортного средства.
  3. Срабатывание звуковой сигнализации проёма двери.
  4. Информирование водителя о намерении произвести посадку в транспортное средство.

В разработанных для исследования тестах для каждого параметра функциональности использовались критерии оценки.

Поскольку пассажиру получить сведения о срабатывании сигнализации у водителя невозможно, параметр «Информирование водителя о намерении произвести посадку» не тестировался.

Результаты исследования

После исключения некорректных данных из общего количества заполненных тестовых бланков, в сводную таблицу была внесена информация о 285 обследованных транспортных средствах (из них: 38 автобусов, 205 троллейбусов, 42 трамвая). Проверка звуковой сигнализации проёма двери производилась не при каждом тестировании. По этой причине оценка срабатывания сигнализации производилась не от общего количества протестированных транспортных средств, а от количества сделанных пассажиром вызовов сигнала динамика (178).

В таблице 5 представлены количественные и процентные соотношения принятых для исследования критериев.

Таблица 5. Процентные и количественные соотношения основных критериев работы Системы «Говорящий город», полученных в результате проведённого исследования
ПараметрКритерийКоличество автобусовКоличество троллейбусовКоличество трамваевИтого%
Определение номера маршрутаНомер маршрута не озвучен0000 из 2850
Номер маршрута озвучен некорректно1628044 из 28515
Номер маршрута озвучен корректно2217742241 из 28585
Определение направления движенияНаправление движения не озвучено 189311122 из 28543
Направление движения озвучено некорректно412117 из 2856
Направление движения озвучено корректно1610030146 из 28551
Срабатывание звуковой сигнализацииЗвуковая сигнализация работает168917122 из 17869
Звуковая сигнализация не работает1438456 из 17831
Количество транспортных средств, принявших участие в тестировании3820542285100
Количество транспортных средств с протестированной звуковой сигнализацией3012721178100

Табличные данные наглядно представлены на рис. 1, 2, 3.

1. Из таблицы видно, что номер маршрута транспортного средства, оборудованного Системой «Говорящий город», в подавляющем большинстве случаев (85 %) озвучивается верно.

Рис. 1. Корректность определения номера маршрута.

Рис. 1. Корректность определения номера маршрута.
1 — номер озвучен некорректно; 2 — номер озвучен корректно

2. Направление движения транспортного средства очень часто (43 %) не озвучивается вообще, редко (6 %) озвучивается неверно и примерно в половине случаев (51 %) озвучивается верно.

Рис. 2. Корректность определения направления движения.

Рис. 2. Корректность определения направления движения.
1 — Направление движения не озвучено; 2 — Направление движения озвучено некорректно; 3 — Направление движения озвучено корректно

3. Звуковая сигнализация проёма двери срабатывает в большинстве (69 %) случаев, и реже (31 %) случаев не срабатывает.

Рис. 3. Срабатывание звуковой сигнализации.

Рис. 3. Срабатывание звуковой сигнализации.
1 — звуковая сигнализация работает; 2 — звуковая сигнализация не работает;

Также из приведённых данных можно сделать заключение, что хуже всего Система «Говорящий город» работает на автобусных маршрутах, а лучше всего — на трамвайных маршрутах. Из 42 исследованных трамвайных маршрутов все 100 % правильно указали номер, из 31 озвученного направления движения только один был озвучен некорректно, что составило лишь 3 %, из 23 звуковых сигналов, прошедших тестирование 4 не сработали (17 %).

В то же время, автобусы, оборудованные Системой «Говорящий город», показали значительно худшие результаты. Из 38 исследованных автобусов неправильно определили номер 22 (58 %), 18 — не озвучили направление движения (47 %), из 30 проверенных звуковых сигналов 14 не сработали (47 %). Троллейбусов было исследовано 205, в 14 % из них не правильно определен номер, в 12 % не правильно определено направление движения, в 30 % (из протестированных 127) не сработали звуковые сигналы.

Для итоговой оценки функционирования Системы «Говорящий город» каждому критерию был присвоен оценочный балл. Сумма баллов дает общую картину качества работы Системы. Соответствие критериев и баллов приведено в таблице 6.

Таблица 6. Соответствие критериев и баллов оценки качества работы Системы «Говорящий город»
ПараметрКритерийБаллы
Определение номера маршрутаНомер маршрута не озвучен0
Номер маршрута озвучен некорректно0
Номер маршрута озвучен корректно1
Определение направления движенияНаправление движения не озвучено0
Направление движения озвучено некорректно0
Направление движения озвучено корректно1
Срабатывание звуковой сигнализацииЗвуковая сигнализация работает1
Звуковая сигнализация не работает0

В результате обработки сумм баллов были получены четыре уровня качества работы Системы «Говорящий город», наглядно проиллюстрированные на рис. 4.

Рис. 4. Итоги тестирования.

Рис. 4. Итоги тестирования.
1 — Система не функционирует и не может быть использована (0 баллов); 2 — Система почти не функционирует, какие-то элементы могут быть использованы (1 балл); 3– Система функционирует и частично может быть использована (2 балла); 4 — Система полностью функционирует, может быть использована в полном объеме (3 балла)

Доступная функциональность системы «Говорящий город» полностью совпадает с перечнем задач, выявленных в результате исследования потребностей людей с нарушением зрения. Система разрабатывалась с учётом предложений людей с проблемами зрения и рассчитана на использование незрячими и слабовидящими.

Отсутствующие в системе «Говорящий город» функции являются второстепенными.

Исходя из вышеприведённых данных и наблюдений в процессе тестирования, можно предположить, что качество функционирования Системы «Говорящий город» существенно зависит от человеческого фактора. Об этом свидетельствует заметная разница в качестве её функционирования на автобусных и трамвайных маршрутах. От водителя транспортного средства зависит корректность указания номера маршрута, озвучивание направления движения и его корректность.

С другой стороны, причиной существенного количества (43 %) случаев не озвучивания направления движения также может быть вызвано неисправностью бортового оборудования Системы «Говорящий город». Значительное количество (31 %) случаев отсутствия звукового сигнала над проёмом двери говорит о недостаточном контроле над исправностью бортового оборудования Системы со стороны эксплуатирующих организаций.

Заключение

Таким образом, наличие на линиях транспортных средств с неисправным бортовым оборудованием и влияния «человеческого фактора», то есть некорректной работой водителей по применению Системы «Говорящий город», установленной на наземном транспорте, приводит к следующим выводам:

  1. Система «Говорящий город» полностью функционирует только в 48 % случаев.
  2. Система «Говорящий город» может быть частично использована еще в 14 % случаев.
  3. Лишь какой-то один из трёх протестированных параметров Системы «Говорящий город» работает корректно в 16 % случаев.
  4. Система «Говорящий город» не может быть использована совсем в 22 % случаев.
  5. По результатам дополнительного мониторинга подтверждается вывод о том, что Система «Говорящий город» полностью функционирует только в 47 % — 48 % случаев. Основной причиной некорректной работы является неисправность оборудования и «человеческий фактор», то есть отсутствие контроля над исправностью бортового оборудования и отсутствие контроля над работой водителей по применению Системы «Говорящий город».
  6. Ни одна из обследованных остановок общественного транспорта на маршрутах Системой «Говорящий город» не оснащена.
  7. Правильно установленное оборудование Системы «Говорящий город», при условии соблюдения его работоспособности, успешно обеспечивает повышение доступности транспорта и транспортной инфраструктуры для инвалидов по зрению, особенно людей, полностью потерявших зрение.
  8. Для правильного пользования прибором необходимо провести обучение инвалидов по зрению по программе дополнительного образования «Новые технические средства реабилитации и современные реабилитационные технологии» «Индивидуальное абонентское устройство системы информирования и ориентирования инвалидов по зрению «Говорящий город». Цель программы — научить инвалидов по зрению использовать абонентское устройство «Ориентир» для определения маршрута следования и поиска проёма дверей транспортного средства.
  9. Требуется, по возможности, снизить влияние «человеческого фактора» в работе Системы «Говорящий город».

2.5. Приложение «Говорящий помощник» — ООО «СМАРТ-КОМ» Magic Systems

ОС Google Android, версия приложения 1.0.9 от 06.12.2017 г.

ОС Apple iOS, версия отсутствует.

Функциональность

Функциональность приложения, доступная пользователям с нарушением зрения при использовании программ экранного доступа:

  • Автоматическое информирование о прибытии транспортного средства к остановочному пункту.
  • Информирование о номере маршрута и направлении движения транспортного средства, прибывшего к остановочному пункту.
  • Звуковая индикация проёма двери транспортного средства, при разрешенной посадке.
  • Информирование водителя о намерении пользователя Системы осуществить посадку в транспортное средство.
  • Информирование о прогнозе прибытия транспортного средства к остановочному пункту, включая информацию о номере маршрута и направлении движения.

Отсутствующие функции:

  • Информирование обо всех маршрутах транспортных средств, останавливающихся на выбранном остановочном пункте, включая информацию о расписании их движения.
  • Информирование обо всех остановочных пунктах выбранного маршрута.

В результате поиска оптимального мобильного приложения для инвалидов по зрению Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению» (далее — Учреждение) заключено соглашение с компанией ООО «СМАРТ-КОМ». Соглашение предусматривает тестирование разработанного компанией ООО «Меджик Системс» программно-аппаратного комплекса «Говорящий помощник» по повышению доступности городского наземного пассажирского транспорта для инвалидов по зрению (далее – комплекс «Говорящий помощник»).

Целью комплекса «Говорящий помощник» является помощь инвалидам по зрению ориентироваться на общественном транспорте с помощью голосовых подсказок. Комплекс «Говорящий помощник» включает в себя мобильное приложение на платформе Google Android и аппаратные устройства — Bluetooth-маячки (iBeacon) с терминалами, устанавливаемые на транспортном средстве и остановочном пункте. Компанией ООО «СМАРТ-КОМ» 3 ноября 2017 в трамвайном парке № 7 Санкт-Петербурга был продемонстрирован прототип комплекса «Говорящий помощник».

Сотрудники Учреждения провели предварительное тестирование комплекса «Говорящий помощник». При этом были поставлены следующие задачи:

  • выявить работоспособность комплекса «Говорящий помощник» в реальных условиях и при использовании мобильных устройств с различными техническими характеристиками;
  • определить количество и состав участников для организации расширенного мониторинга работы комплекса «Говорящий помощник»;
  • организовать расширенный мониторинг работы комплекса «Говорящий помощник» на индивидуальных маршрутах инвалидов по зрению;
  • выработать перечень предложений по дальнейшему усовершенствованию комплекса «Говорящий помощник»;
  • представить результаты исследований всем заинтересованным лицам;
  • участвовать в разработке единой концепции развития вспомогательных средств ориентации инвалидов по зрению с использованием смартфона при участии Санкт-Петербургской региональной организацией Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», с учётом современных подходов к обеспечению доступности и степени развития технических средств.
Состав комплекса «Говорящий помощник»

Облачный сервер системы мониторинга транспортного потока — служит для обмена данными с мобильными приложениями, а также для получения и оптимизации данных из API– портала СПб ГКУ «Организатор перевозок» о маршрутах движения, времени прибытия транспортных средств, расположению остановок и т.д.

Мобильное приложение «Говорящий помощник» для смартфонов — служит для отображения информации, а также для звукового сопровождения пользователей и направления их к транспортному средству. Мобильное приложение «Говорящий помощник» обменивается информацией с сервером, размещенным в сети Internet посредством сотовой связи или Wi-Fi точки доступа, а также с бортовым оборудованием по каналу Bluetooth Low Energy.

Бортовое оборудование, устанавливаемое на транспортном средстве информирует водителя о пассажире, находящегося на остановке и планирующего посадку в транспортное средство. Также бортовое оборудование получает информацию от штатного концевого выключателя дверей, для определения факта открытия и включения звукового оповещателя, установленного над дверью.

Обмен данными со смартфоном пассажира происходит по каналу Bluetooth Low Energy.

Краткое описание работы мобильного приложения «Говорящий помощник» для смартфонов

Мобильное приложение «Говорящий помощник» после его запуска отображает на экране и проговаривает все ближайшие остановки общественного транспорта, а также номера, маршруты и время прибытия ближайшего транспорта на остановки.

1. Позиционирование на остановке.

  • Позиционирование осуществляется по GPS/ГЛОНАСС в специальном энергосберегающем режиме. Для большей экономии энергии рекомендовано определять остановку по уровню сигнала от Bluetooth метки.
  • Данные об остановках и проходящем транспорте автоматически загружаются из API-портала СПб ГКУ «Организатор перевозок» через сеть Internet.
  • Как только пассажир пришёл на остановку, мобильное приложение голосом сообщает: «Вы прибыли на остановку. С данной остановки происходит посадка на следующий транспорт: ______ [проговариваются все маршруты с направлением движения и временем прибытия на остановку]».

2. Оповещения о подъезжающем транспорте.

  • Данные о местоположении, номерах и маршрутах транспорта автоматически загружаются из API-портала СПб ГКУ «Организатор перевозок».
  • Приложение проговаривает номера и маршруты всех подъезжающих транспортных средств.

3. Подъезжает транспортное средство.

  • Транспортное средство определяется по излучаемому сигналу BluetoothLowEnergy (номер метки).
  • Приложение проговаривает: «Прибывает маршрут номер ___, двигающийся по направлению _______. ».
  • Прибор, установленный в кабине водителя, зажигает сигнальный светодиод для информирования водителя о том, что пассажир планирует посадку.

4. Открытие двери транспортного средства.

  • Открытие дверей активирует команду на терминал, установленный в транспортном средстве.
  • Как только открылись двери, на терминал отправляется команда на включение зуммера, установленного над дверью транспортного средства.
  • В этот момент выключается установленный в кабине водителя сигнальный светодиод.

5. Окончание посадки пассажира.

  • Пассажир зашёл в транспорт.
  • Как только двери закрылись, на терминал отправляется команда выключения зуммера.

Таким образом, мобильное приложение «Говорящий помощник» отображает и озвучивает название ближайшей остановки и расстояние до неё. При этом определяются остановки в обоих направлениях движения: прямом и обратном. Под названием остановки отображается и проговаривается список ближайших транспортных средств: номер маршрута, направление движения и прогнозируемое время прибытия.

Если остановка оборудована Bluetooth-маячком, существенно повышается точность её обнаружения (погрешность локации становится менее 1 метра). Установка Bluetooth-маячка на транспортном средстве позволяет мобильному приложению точнее информировать пользователя о прибытии транспорта к остановке, так как приложение ориентируется не на прогноз прибытия, а на факт обнаружения Bluetooth-маячка.

Когда мобильное приложение «Говорящий помощник» определяет, что пользователь достиг остановочного пункта, оно начинает трансляцию сигнала по Bluetooth-каналу. Обнаружив трансляцию, Bluetooth-маячок, установленный на транспортном средстве, при открытии дверей оповещает водителя и включает звуковой сигнал над проёмом двери в транспорт.

Необходимо отметить, что идентификация маршрута следования транспортного средства, представляет собой особую сложность для инвалидов по зрению.

Главная цель данного приложения заключается в предоставлении необходимой для инвалидов по зрению информации о работе общественного транспорта Санкт-Петербурга на основе электронных меток (Beacon), что позволит создать условия для беспрепятственного доступа к приоритетным транспортным объектам и услугам в жизни инвалидов. Необходимо отметить, что система информирования и ориентирования инвалидов по зрению рассматривается не просто как специальное устройство, а, прежде всего, как возможность самостоятельно получать информацию о прибытии транспортного средства на остановку на мобильное устройство, и лучше ориентироваться в городском транспорте.

Компанией ООО «Меджик Системс», с целью повышения доступности транспортного комплекса Санкт-Петербурга для инвалидов по зрению, для проведения полноценного тестирования комплекса, предлагается установить соответствующее оборудование на действующий подвижной состав. В качестве тестового маршрута предлагается использовать троллейбусный маршрут № 3.

Основываясь на выводах, сделанных по результатам предварительного исследования, считаем, что данный проект является перспективным и требует проведения полноценного тестирования и последующего мониторинга использования в реальных условиях. После этого можно будет определить его значение для инвалидов по зрению и выявить как положительные, так и отрицательные моменты применения данной системы.

Заключение

Все функции приложения «Говорящий помощник» доступны для пользователей с глубокими нарушениями зрения; приложение разрабатывалось с учётом предложений незрячих и слабовидящих людей. Основная функциональность совпадает с задачами, выявленными в исследовании потребностей незрячих и слабовидящих людей. Отсутствующие функции являются дополнительными, носят второстепенный характер.

Для реализации полной функциональности приложения "Говорящий помощник" требуется дополнительное оборудование, установленное на транспортном средстве и на остановочном пункте.

Вывод

Проведённый анализ существующих решений по повышению доступности городского наземного пассажирского транспорта для людей с глубокими нарушениями зрения показывает, что полнофункциональные и работоспособные решения, удовлетворяющие выявленным потребностям людей с проблемами зрения, на сегодняшний день отсутствуют. Наиболее перспективной разработкой в этой области является приложение «Говорящий помощник» (Magic Systems), при условии дополнительного оснащения транспортных средств и остановочных пунктов вспомогательными устройствами.

3. Описание функций аппаратно-программной системы обеспечения доступности городского наземного пассажирского транспорта

В результате проводимого исследования выявлены особенности и закономерности, которые предлагается рассмотреть более подробно в описании функций аппаратно-программной системы, обеспечивающей доступность городского наземного пассажирского транспорта для людей с глубокими нарушениями зрения. С учётом исследования потребностей незрячих и слабовидящих людей в повышении доступности различных участков и этапов использования городского наземного транспорта.

Цель данного исследования: описать функции аппаратно-программной системы, обеспечивающей доступность городского наземного пассажирского транспорта для людей с глубокими нарушениями зрения. С учётом исследования потребностей незрячих и слабовидящих людей в повышении доступности различных участков и этапов использования городского наземного транспорта.

В рамках данного исследования к объектам социально-средовой адаптации относится транспорт. К целевой группе пользователей программно-аппаратной системы относятся Люди с глубокими нарушениями зрения, включая тотально слепых, с отсутствием тугоухости или имеющие тугоухость I (легкой) и II (умеренной) степени.

Сокращения:

  • ТС — Транспортное средство.
  • Система — программно-аппаратная система повышения доступности городского наземного пассажирского транспорта.
  • Абонентское устройство — отдельное аппаратное устройство, либо программное обеспечение, установленное на мобильное устройство общего назначения (смартфон).

3.1. Взаимодействие пользователя с программно-аппаратной системой (пользовательский интерфейс)

Основным каналом вывода информации системы является звуковой (аудио) канал. Информация выводится с использованием речевых сообщений и звуковых сигналов.

Основная функциональность Системы должна иметь режим работы, не предполагающий управляющих воздействий со стороны пользователя. Исключая включение и выключение клиентской части системы (абонентского устройства или приложения).

Реализация дополнительных функций может включать использование кнопочного, сенсорного и голосового интерфейса.

3.2. Основные функции программно-аппаратной системы

В соответствии с результатами исследования потребностей незрячих и слабовидящих людей, основная функциональность Системы должна включать:

  • Автоматическое информирование пользователя о прибытии транспортного средства к остановочному пункту.
  • Информирование о типе, номере маршрута и направлении движения транспортного средства, прибывшего к остановочному пункту.
  • Звуковая индикация проёма двери транспортного средства, при разрешенной посадке — для решения проблемы поиска транспортного средства на остановке.
  • Информирование водителя о намерении пользователя Системы осуществить посадку в транспортное средство.

Срабатывание речевых сообщений и звуковых сигнализаций Системы автоматически инициируется активным абонентским устройством, находящимся в зоне действия. Основная функциональность Системы должна быть реализована даже при отсутствии управляющих команд пользователя — в автоматическом режиме.

Реализация автоматического интерфейса позволяет использовать устройство не только для инициализации звуковых сигналов звукоизлучателей, установленных на транспортных средствах.

Этот же подход может быть реализован и для инициализации звуковых сигналов звукоизлучателей, расположенных на стационарных объектах (светофорах, остановочных пунктах, социально значимых объектах).

3.3. Информирование о прибытии транспортного средства к остановочному пункту

Информирование о прибытии ТС производится при условии, что направление движения ТС совпадает с направлением движения транспортных средств данного остановочного пункта. Не допускаются ситуации, при которых поступает информация о приближении транспортного средства противоположного направления движения.

Система должна учитывать ситуации одновременного прибытия к остановке нескольких ТС различных или одинаковых маршрутов, исключать ошибочную идентификацию ТС.

Информирование о прибытии транспортного средства к остановочному пункту включает два этапа:

  • предварительное информирование о приближении транспортного средства инициируется при приближении ТС на расстояние от 70 до 40 метров до остановочного пункта, прекращается по команде пользователя, либо при остановке ТС на остановочном пункте;
  • финальное информирование инициируется при остановке ТС на остановочном пункте и открытии дверей ТС, прекращается по команде пользователя, либо при удалении ТС от остановочного пункта на расстояние более 10 метров.

Предварительное и финальное информирование производится звуковыми сигналами оборудования, установленного на транспортном средстве, и/или звуковыми сигналами абонентского устройства.

Звуковые сигналы оборудования, установленного на ТС, подаются только при обнаружении в зоне действия активного абонентского устройства.

Необходимо исключить ситуацию активации информирования активным абонентским устройством в тех случаях, когда пользователь системы находится внутри ТС.

3.4. Информирование о типе, номере маршрута и направлении движения транспортного средства, прибывшего к остановочному пункту

Информирование о типе, номере маршрута и направлении движения транспортного средства подается при приближении ТС к остановке на расстояние 35 метров и прекращается либо по команде пользователя, либо после закрытия дверей ТС, либо при удалении ТС от остановки на расстояние 10 метров.

Необходимо исключить ситуацию активации информирования активным абонентским устройством в тех случаях, когда пользователь системы находится внутри ТС.

Информирование производится в виде речевых сообщений, подаваемых абонентским устройством; при открытии дверей ТС, информирование о номере маршрута также производится оборудованием, установленном на ТС. Речевые сигналы оборудования, установленного на ТС, подаются только при обнаружении в зоне действия активного абонентского устройства.

Сигналы, информирующие о прибытии транспортного средства и сигналы, информирующие о номере маршрута, могут быть объединены.

3.5. Звуковая индикация проёма двери транспортного средства, при разрешенной посадке

Звуковая индикация открытого проёма двери ТС производится оборудованием, установленном на ТС, при обнаружении в зоне действия активного абонентского устройства. Звуковая индикация может подаваться звуковыми или речевыми сигналами, звукоизлучателями, расположенными по центру проёма средней двери ТС. Сигнализация проёма двери может быть объединена с речевым сообщением о номере маршрута ТС.

Необходимо исключить ситуацию активации информирования активным абонентским устройством в тех случаях, когда пользователь системы находится внутри ТС.

3.6. Информирование водителя о намерении пользователя Системы осуществить посадку в транспортное средство

Сигнал информирования водителя автоматически инициируется абонентским устройством, находящимся в зоне действия оборудования ТС. Сигнал может быть световым и/или звуковым.

Необходимо исключить ситуацию активации информирования активным абонентским устройством в тех случаях, когда пользователь системы находится внутри ТС.

3.7. Дополнительные функции Системы

Дополнительная функциональность Системы включает:

  • Информирование о прогнозе прибытия транспортного средства к остановочному пункту, включая информацию о номере маршрута и направлении движения.
  • Информирование обо всех маршрутах транспортных средств, останавливающихся на выбранном остановочном пункте, включая информацию о расписании их движения.
  • Информирование обо всех остановочных пунктах выбранного маршрута.

Использование дополнительной функциональности Системы подразумевает управляющие воздействия пользователя, и может требовать наличия навыков управления мобильными приложениями на операционных системах Google Android и Apple iOS.

3.8. Информирование о прогнозе прибытия транспортного средства к остановочному пункту

Информирование о прогнозе прибытия транспортного средства к остановочному пункту основывается на данных Портала СПб ГКУ «Организатор перевозок». Информация о прогнозе прибытия должна включать сведения о типе, номере маршрута и направлении движения транспортного средства. Информация о прогнозе прибытия выдаётся по запросу пользователя. Выбор остановочного пункта должен проводиться по всему списку остановочных пунктов города, не ограничиваясь перечнем ближайших к пользователю остановок.

3.9. Информирование обо всех маршрутах транспортных средств, останавливающихся на выбранном остановочном пунктеI3_9

Информация обо всех маршрутах и остановочных пунктах основывается на данных Портала СПб ГКУ «Организатор перевозок». Информация должна включать сведения о расписании движения транспортных средств. Информация о маршрутах и их расписании выдаётся по запросу пользователя. Выбор остановочного пункта должен проводиться по всему списку остановочных пунктов города, не ограничиваясь перечнем ближайших к пользователю остановок.

3.10. Информирование обо всех остановочных пунктах выбранного маршрута

Информирование обо всех остановочных пунктах выбранного маршрута основывается на данных Портала СПб ГКУ «Организатор перевозок». Информация об остановочных пунктах маршрута выдаётся по запросу пользователя. Выбор маршрута должен проводиться по всему списку городских транспортных маршрутов.

В рамках проводимого исследования разработано техническое задание на мобильное приложение, необходимое для решения проблем в области повышения доступности городского наземного пассажирского транспорта для инвалидов по зрению.

4. Основные принципы технического задания на мобильное приложение для обеспечения доступности городского наземного транспорта инвалидам по зрению

Для повышения доступности городского наземного пассажирского транспорта людям с глубокими нарушениями зрения предлагается использовать мобильные приложения для смартфона.

В рамках проводимого исследования разработан проект технического задания на мобильное приложение, повышающее доступность городского наземного пассажирского транспорта для инвалидов по зрению.

В техническом задании используются следующие термины и сокращения:

  • «Приложение» — Мобильное приложение;
  • «Текущая остановка» — элемент вкладки «Главная»: остановка, выбранная пользователем в качестве текущей. По умолчанию текущей остановкой является ближайшая к устройству остановка.
  • «Соседняя остановка» — остановка, находящаяся в радиусе 100 метров от текущей остановки.
  • «Активная» остановка — остановка, отмеченная пользователем, у которой отображается время прибытия ближайшего и следующего транспортного средства выбранного маршрута.
  • «Тип» («Тип ТС») — один из трёх типов транспортных средств: автобус, троллейбус, трамвай.
  • «Отслеживание» — автоматическое речевое и визуальное анонсирование определенного события.

В тех случаях, когда название остановки соответствует названию улицы, проспекта, площади и т.д., в названии сначала указывается имя, а затем тип. Например: «Звенигородская улица», «Ленина площадь», «Суворовский проспект».

Интерфейс Приложения: способы взаимодействия с Приложением должны совпадать с общими принципами управления приложениями в среде операционной системы. Интерфейс Приложения включает в себя шесть вкладок: «Главная», «Отслеживание», «Остановки», «Маршруты», «Избранное», «Настройки».

Вкладка «Главная», Содержание вкладки «Главная»

На первой строке вкладки «Главная» отображается название, тип текущей остановки, расстояние и направление до неё. Если включено «отслеживание» данной остановки, то перед названием остановки размещается значок «Отслеживается».

Далее отображаются названия и типы (без расстояний и направлений) всех соседних остановок в радиусе 100 метров от текущей.

Если включено «отслеживание» данной остановки, то перед названием остановки размещается значок «Отслеживается».

Под текущей остановкой и под каждой соседней остановкой отображается список ближайших к остановке транспортных средств.

Элемент списка транспортных средств отображается как: номер маршрута, тип ТС, время (в минутах), оставшееся до прибытия ближайшего ТС к текущей остановке; направление движения (начальная и конечная остановка данного маршрута), время (в минутах), оставшееся до прибытия следующего ТС данного маршрута.

Если включено «отслеживание» данного маршрута, то перед номером маршрута размещается значок «Отслеживается».

В техническом задании присутствуют следующие действия:

  • Двойной тап по текущей остановке — срабатывание маяка iBeacon и включение отслеживания.
  • Двойной тап по соседней остановке — выбор остановки в качестве текущей.
  • Двойной тап по элементу списка транспортных средств — начать/прекратить отслеживать все ТС данного маршрута, прибывающие к выбранной остановке.
  • Двойной тап с удержанием на текущей остановке — вызвать контекстное меню текущей остановки.
  • Двойной тап с удержанием на соседней остановке — вызвать контекстное меню соседней остановки.
  • Двойной тап с удержанием на элементе списка транспортных средств — вызвать контекстное меню транспортного средства с известной остановкой.

В техническом задании присутствуют следующие особенности, на которые следует обратить внимание: обновление информации о ближайших транспортных средствах производится автоматически каждые «30» секунд. Фокус (курсор) при этом остается на том же самом элементе списка. Если положение транспортного средства, на котором установлен фокус (курсор) изменилось, то звучит звуковой сигнал: восходящего тона, если выбранный элемент поднялся в списке, и нисходящего тона, если опустился. Если положение не изменилось, звуковой сигнал отсутствует.

В техническом задании используются следующие аббревиатуры:

Вкладка «Остановки».

Содержание вкладки «Остановки».

Основной элемент вкладки «Остановки» — список всех остановочных пунктов.

Первая строка вкладки — строка фильтра по названию остановки. При вводе символов, в списке остаются те остановки, которые содержат вводимый набор символов. Рядом со строкой фильтра размещается кнопка со значком микрофона и подписью («Диктовать». При нажатии на кнопку включается микрофон, записанный звук распознается и результат распознавания вводится в строку фильтра.

Под строкой фильтра размещается переключатель «Сортировка». Переключатель состоит из двух элементов: «По расстоянию», «По алфавиту». В зависимости от положения переключателя, список остановок сортируется либо по расстоянию от устройства до остановки, либо по алфавиту.

Ниже располагается список остановок. Указывается название остановки и тип ТС, останавливающихся на остановке.

У первых пяти остановок в списке, после названия и типа остановки, отображается расстояние и направление до них.

В техническом задании присутствуют следующие действия:

  • Двойной тап по остановке: выбрать остановку в качестве текущей и перевести курсор на вкладку «Главная».
  • Двойной тап с удержанием на остановке — вызов контекстного меню остановки.

В техническом задании присутствуют следующие особенности, на которые следует обратить внимание:

  • Значение строки фильтра сохраняется до окончания сеанса работы Приложения; сбрасывается при выгрузке Приложения.
  • Значение переключателя «Сортировка» сохраняется и после выхода из Приложения; сохраняется вплоть до переключения пользователем в другое положение.

В техническом задании используются следующие аббревиатуры:

Вкладка «Маршруты», Содержание вкладки «Маршруты».

Основной элемент вкладки «Маршруты» — список всех маршрутов.

Первая строка вкладки — строка фильтра по номеру маршрута.

При вводе символов, в списке остаются те маршруты, которые точно соответствуют вводимому набору символов. Рядом со строкой фильтра размещается кнопка со значком микрофона и подписью «Диктовать». При нажатии на кнопку включается микрофон, записанный звук распознается и результат распознавания в виде цифр вводится в строку фильтра.

Под строкой фильтра размещается переключатель фильтра.

Переключатель состоит из четырёх элементов: «Все», «Автобус», «Троллейбус», «Трамвай». В зависимости от положения переключателя, в списке отображаются маршруты всех типов ТС, либо только автобусные, либо троллейбусные, либо трамвайные маршруты.

Ниже располагается список маршрутов. Указывается номер маршрута и тип ТС.

В техническом задании присутствуют следующие действия:

  • Двойной тап по маршруту — отображает список всех остановок маршрута.
  • Двойной тап с удержанием на маршруте — вызвать контекстное меню маршрута.

Вкладка «Отслеживания».

Вкладка отображается после вкладки «Главная», при наличии отслеживаемых маршрутов или отслеживаемых остановок. Если отслеживаемые остановки и маршруты отсутствуют, вкладка не отображается в списке вкладок.

Всего в Приложении реализуется три типа «отслеживания»:

  • отслеживание расстояния и направления до остановочного пункта;
  • отслеживание всех маршрутов, прибывающих к остановочному пункту (с заданным направлением);
  • отслеживание выбранного маршрута на выбранном остановочном пункте (с заданным направлением).

Содержание вкладки «Отслеживания».

Основным содержанием вкладки "Отслеживания" является список отслеживаемых элементов. Элементы отсортированы по типу: сначала отслеживаемые остановки, затем отслеживания всех маршрутов выбранной остановки, затем отслеживание выбранного маршрута выбранной остановки.

При отображении отслеживаемой остановки отображается её название, расстояние и направление до неё.

При отображении отслеживания всех маршрутов выбранной остановки на одной строке указывается название выбранной остановки и, через запятую, «семь» ближайших к остановке транспортных средств. Указывается время до прибытия, тип ТС и номер маршрута каждого транспортного средства.

При отображении отслеживания выбранного маршрута выбранной остановки на одной строке указывается название остановки, тип ТС и номер маршрута и, через запятую, время, оставшееся до прибытия всех ближайших к остановке транспортных средств выбранного маршрута.

После списка отслеживаний располагается переключатель фильтра. Переключатель состоит из четырёх элементов: «Все», «Расстояние до остановки», «Все маршруты остановки», «Выбранный маршрут».

При переключателе, установленном в положение «Все» в списке отображаются все действующие отслеживания.

При переключателе, установленном в положение «Расстояние до остановки» в списке отображаются отслеживания расстояния и направления до остановки (при их наличии).

При переключателе, установленном в положение «Все маршруты остановки» в списке отображаются только отслеживания всех маршрутов выбранной остановки.

При переключателе, установленном в положение «Выбранный маршрут» в списке отображаются только отслеживания выбранных маршрутов выбранных остановок.

При попытке установить переключатель фильтра в положение, у которого отсутствуют соответствующие ему отслеживания (за исключением элемента «Все»), должен прозвучать предупредительный звуковой сигнал и сообщение, что отслеживаний такого типа нет. Переключатель фильтра при этом остается в положении, в котором был до попытки переключения.

Если в результате действий пользователя в установленном положении переключателя фильтра список отслеживаний перестал содержать элементы, то фильтр устанавливается в положение «Все».

В техническом задании присутствуют следующие действия:

  • Двойной тап на элементе — прекращает отслеживание.
  • Двойной тап с удержанием на элементе — вызвать контекстное меню.

В техническом задании используются следующие аббревиатуры:

Вкладка «Избранное», Содержание вкладки «Избранное».

Первая строка вкладки «Избранное» — переключатель фильтра, состоящий из двух положений: «Остановки» и «Маршруты».

Под переключателем располагается список. В зависимости от положения переключателя фильтра, в списке отображаются избранные остановки или избранные маршруты.

В списке избранных остановок отображается название остановки и тип транспортных средств, останавливающихся на остановке, затем, на той же строке, перечисление трёх ближайших к остановке ТС в формате: номер маршрута, тип ТС, время, оставшееся до прибытия ближайшего ТС к текущей остановке.

В списке избранных маршрутов отображается номер маршрута и тип ТС.

В техническом задании присутствуют следующие действия:

  • Двойной тап по остановке: выбрать остановку в качестве текущей и перевести курсор на вкладку «Главная».
  • Двойной тап с удержанием на остановке — вызов контекстного меню остановки.
  • Двойной тап по маршруту — отображает список всех остановок маршрута.
  • Двойной тап с удержанием на маршруте — вызвать контекстное меню маршрута.

В техническом задании используются следующие аббревиатуры:

Вкладка Настройки, Без управления, пассивный режим использования.

Настройка автоматического срабатывания iBeacon.

Настройка автоматического информирования (остановка и прибытие транспорта)

Время отслеживаний расстояний до остановки (35 метров первое пред, 0 второе).

В техническом задании используются следующие аббревиатуры:

Меню, Контекстное меню текущей остановки (вкладка «Главная»).

Звуковой сигнал — пункт отображается, если устройство находится в зоне действия стационарно закреплённого маяка. Активация пункта вызывает звуковой сигнал на выбранном остановочном пункте.

Отслеживать расстояние / Прекратить отслеживать расстояние

– включает / выключает режим отслеживания расстояния и направления до выбранного остановочного пункта.

Отслеживать все маршруты / Прекратить отслеживать все маршруты — включает / выключает режим отслеживания всех прибывающих к выбранной остановке маршрутов.

Сведения о маршрутах — вызывает экран с описанием всех маршрутов выбранной остановки.

Добавить в избранное — добавляет выбранную остановку в Избранное.

Контекстное меню маршрута (вкладка «Главная»).

Посадка — пункт отображается, если устройство находится в зоне действия маячка транспортного средства. Активация пункта вызывает звуковой сигнал над дверным проёмом выбранного транспортного средства и вызывает срабатывание сигнализации у водителя ТС.

Отслеживать маршрут / Прекратить отслеживание маршрута — включает / выключает режим отслеживания выбранного маршрута выбранной остановки.

Все остановки маршрута — вызывает экран с перечнем всех остановок маршрута.

Добавить в избранное — добавляет выбранный маршрут в Избранное.

Контекстное меню остановки (вкладка «Остановки»).

Выбрать текущей — устанавливает выбранную остановку в качестве текущей остановки, фокус переводится на вкладку «Главная».

Звуковой сигнал — пункт отображается, если устройство находится в зоне действия стационарно закрепленного маяка. Активация пункта вызывает звуковой сигнал на выбранном остановочном пункте.

Отслеживать расстояние / Прекратить отслеживать расстояние — включает / выключает режим отслеживания расстояния и направления до выбранного остановочного пункта.

Отслеживать все маршруты / Прекратить отслеживать все маршруты — включает / выключает режим отслеживания всех прибывающих к выбранной остановке маршрутов.

Сведения о маршрутах — вызывает экран с описанием всех маршрутов выбранной остановки.

Добавить в избранное — добавляет выбранную остановку в Избранное.

Контекстное меню маршрута (вкладка «Маршруты»)

Посадка — пункт отображается, если устройство находится в

зоне действия маячка транспортного средства. Активация пункта вызывает звуковой сигнал над дверным проёмом выбранного транспортного средства и вызывает срабатывание сигнализации у водителя ТС.

Все остановки маршрута — вызывает экран с перечнем всех остановок маршрута.

Добавить в избранное — добавляет выбранный маршрут в Избранное.

Контекстное меню отслеживание расстояния до остановки (вкладка «Отслеживания»).

Прекратить отслеживать расстояние — выключает режим отслеживания расстояния и направления до выбранного остановочного пункта.

Выбрать текущей — устанавливает выбранную остановку в качестве текущей остановки, фокус переводится на вкладку «Главная».

Звуковой сигнал — пункт отображается, если устройство находится в радиусе действия стационарно закрепленного на остановке маяка. Активация пункта вызывает звуковой сигнал.

Отслеживать все маршруты / Прекратить отслеживать все маршруты — включает / выключает режим отслеживания всех прибывающих к выбранной остановке маршрутов.

Сведения о маршрутах — вызывает экран с описанием всех маршрутов выбранной остановки.

Добавить в избранное — добавляет выбранную остановку в Избранное.

Контекстное меню отслеживание всех маршрутов (вкладка «Отслеживания»)

Прекратить отслеживать маршруты — выключает режим отслеживания маршрутов выбранного остановочного пункта.

Выбрать текущей — устанавливает выбранную остановку в качестве текущей остановки, фокус переводится на вкладку «Главная».

Звуковой сигнал — пункт отображается, если устройство находится в радиусе действия стационарно закрепленного на остановке маяка. Активация пункта вызывает звуковой сигнал.

Отслеживать все маршруты / Прекратить отслеживать все маршруты — включает / выключает режим отслеживания всех прибывающих к выбранной остановке маршрутов.

Сведения о маршрутах — вызывает экран с описанием всех маршрутов выбранной остановки.

Добавить в избранное — добавляет выбранную остановку в Избранное.

Контекстное меню отслеживание маршрута выбранной остановки (вкладка «Отслеживание»)

Прекратить отслеживать маршрут — выключает режим отслеживания выбранного маршрута выбранного остановочного пункта.

Посадка — пункт отображается, если устройство находится в зоне действия маячка транспортного средства. Активация пункта вызывает звуковой сигнал над дверным проёмом выбранного транспортного средства и вызывает срабатывание сигнализации у водителя ТС.

Выбрать текущей — устанавливает выбранную остановку в качестве текущей остановки, фокус переводится на вкладку «Главная».

Звуковой сигнал — пункт отображается, если устройство находится в зоне действия стационарно закрепленного маяка. Активация пункта вызывает звуковой сигнал на выбранном остановочном пункте.

Отслеживать расстояние / Прекратить отслеживать расстояние

– включает / выключает режим отслеживания расстояния и направления до выбранного остановочного пункта.

Отслеживать все маршруты / Прекратить отслеживать все маршруты — включает / выключает режим отслеживания всех прибывающих к выбранной остановке маршрутов.

Все остановки маршрута — вызывает экран с перечнем всех остановок маршрута.

Сведения о маршрутах — вызывает экран с описанием всех маршрутов выбранной остановки.

Добавить маршрут в избранное — добавляет выбранный маршрут в Избранное.

Добавить остановку в избранное — добавляет выбранную остановку в Избранное.

Контекстное меню остановки (вкладка «Избранное»)

Выбрать текущей — устанавливает выбранную остановку в качестве текущей остановки, фокус переводится на вкладку «Главная».

Звуковой сигнал — пункт отображается, если устройство находится в зоне действия стационарно закрепленного маяка. Активация пункта вызывает звуковой сигнал на выбранном остановочном пункте.

Отслеживать расстояние / Прекратить отслеживать расстояние

– включает / выключает режим отслеживания расстояния и направления до выбранного остановочного пункта.

Отслеживать все маршруты / Прекратить отслеживать все маршруты — включает / выключает режим отслеживания всех прибывающих к выбранной остановке маршрутов.

Сведения о маршрутах — вызывает экран с описанием всех маршрутов выбранной остановки.

Удалить из Избранного — удаляет выбранную остановку из Избранного.

Контекстное меню маршрута (вкладка «Избранное»).

Посадка — пункт отображается, если устройство находится в зоне действия маячка транспортного средства. Активация пункта вызывает звуковой сигнал над дверным проёмом выбранного транспортного средства и вызывает срабатывание сигнализации у водителя ТС.

Все остановки маршрута — вызывает экран с перечнем всех остановок маршрута.

Удалить из Избранного — удаляет выбранный маршрут из Избранного.

Контекстное меню неактивной остановки (экран «Список остановок выбранного маршрута»).

Выбрать активной — выделяет остановку из списка; добавляется информация о времени прибытия и номере маршрута ближайшего и следующего ТС.

Выбрать текущей — устанавливает выбранную остановку в качестве текущей остановки, фокус переводится на вкладку «Главная».

Звуковой сигнал — пункт отображается, если устройство находится в зоне действия стационарно закрепленного маяка. Активация пункта вызывает звуковой сигнал на выбранном остановочном пункте.

Отслеживать расстояние / Прекратить отслеживать расстояние — включает / выключает режим отслеживания расстояния и направления до выбранного остановочного пункта.

Отслеживать все маршруты / Прекратить отслеживать все маршруты — включает / выключает режим отслеживания всех прибывающих к выбранной остановке маршрутов.

Сведения о маршрутах — вызывает экран с описанием всех маршрутов выбранной остановки.

Добавить в избранное — добавляет выбранную остановку в Избранное.

Контекстное меню активной остановки (экран «Список остановок выбранного маршрута»).

Сделать неактивной — отключается информация о времени прибытия и номере маршрута ближайшего и следующего ТС.

Выбрать текущей — устанавливает выбранную остановку в качестве текущей остановки, фокус переводится на вкладку «Главная».

Звуковой сигнал — пункт отображается, если устройство находится в зоне действия стационарно закрепленного маяка. Активация пункта вызывает звуковой сигнал на выбранном остановочном пункте.

Отслеживать расстояние / Прекратить отслеживать расстояние — включает / выключает режим отслеживания расстояния и направления до выбранного остановочного пункта.

Отслеживать все маршруты / Прекратить отслеживать все маршруты — включает / выключает режим отслеживания всех прибывающих к выбранной остановке маршрутов.

Сведения о маршрутах — вызывает экран с описанием всех маршрутов выбранной остановки.

Добавить в избранное — добавляет выбранную остановку в Избранное.

Процедуры над остановкой:

Выбрать текущей — устанавливает выбранную остановку в качестве текущей остановки, фокус переводится на вкладку «Главная».

Звуковой сигнал — пункт отображается, если устройство находится в зоне действия стационарно закрепленного маяка. Активация пункта вызывает звуковой сигнал на выбранном остановочном пункте.

Сделать активной — выделяет остановку из списка; добавляется информация о времени прибытия и номере маршрута ближайшего и следующего ТС.

Сделать неактивной — отключается информация о времени прибытия и номере маршрута ближайшего и следующего ТС.

Отслеживать расстояние / Прекратить отслеживать расстояние — включает / выключает режим отслеживания расстояния и направления до выбранного остановочного пункта.

Отслеживать все маршруты / Прекратить отслеживать все маршруты — включает / выключает режим отслеживания всех прибывающих к выбранной остановке маршрутов.

Сведения о маршрутах — вызывает экран с описанием всех маршрутов выбранной остановки.

Добавить в избранное — добавляет выбранную остановку в Избранное.

Удалить из Избранного — удаляет выбранную остановку из Избранного.

Процедуры над маршрутом:

Посадка — пункт отображается, если устройство находится в

зоне действия маячка транспортного средства. Активация пункта вызывает звуковой сигнал над дверным проёмом выбранного транспортного средства и вызывает срабатывание сигнализации у водителя ТС.

Отслеживать маршрут / Прекратить отслеживание маршрута — включает / выключает режим отслеживания выбранного маршрута выбранной остановки.

Все остановки маршрута — вызывает экран с перечнем всех остановок маршрута.

Добавить в избранное — добавляет выбранный маршрут в Избранное.

Удалить из Избранного — удаляет выбранный маршрут из Избранного.

Процедуры над отслеживанием.

Прекратить отслеживать расстояние — выключает режим отслеживания расстояния и направления до выбранного остановочного пункта.

Прекратить отслеживать маршруты — выключает режим отслеживания маршрутов выбранного остановочного пункта.

Прекратить отслеживать маршрут — выключает режим отслеживания выбранного маршрута выбранного остановочного пункта.

Экраны

Экран «Список остановок выбранного маршрута».

После загрузки экрана автоматически озвучивается номер маршрута, тип ТС и направление движения. Фокус устанавливается на ближайшую остановку. Ближайшая остановка становится активной.

Содержание экрана «Список остановок выбранного маршрута».

На первой строке экрана отображается кнопка с номером маршрута, типом транспортного средства и направлением движения (в формате «Начальная остановка — конечная остановка»).

Под кнопкой отображается список всех остановок маршрута, отсортированный в порядке следования ТС. Отображается название остановки и тип ТС, останавливающихся на остановке. У «активной» остановки, на той же строке, отображается время прибытия ближайшего и следующего ТС выбранного маршрута.

В техническом задании присутствуют следующие действия:

  • Двойной тап на кнопке — направление движения изменяется на противоположное.
  • Двойной тап по неактивной остановке — делает её активной.
  • Двойной тап с удержанием на неактивной остановке — вызывает контекстное меню неактивной остановки.
  • Двойной тап по активной остановке — делает её текущей, фокус переводится на вкладку «Главная».
  • Двойной тап с удержанием на активной остановке — вызывает контекстное меню активной остановки.
Заключение

В рамках проведённого исследования выявлены ключевые потребности людей с глубокими нарушениями зрения в повышении доступности городского наземного пассажирского транспорта с помощью современных программно-аппаратных средств.

Анализ существующих решений показал, что комплексной системы, полностью удовлетворяющей потребностям людей с нарушением зрения, готовой для немедленного массового внедрения, в настоящее время не выявлено. Вместе с тем, прототип технических решений, продемонстрированный компанией «Magic Systems» в наибольшей степени, приближается к реализации, сформулированной совместно с Всероссийским обществом слепых функциональности программно-аппаратных систем. Описанные подходы и решения рекомендовано использовать и в целом, для повышения доступности городской инфраструктуры. Представляется важным продолжить работу по доработке и тестированию представленной ими пилотной версии проекта.

Специалистами Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению» совместно со специалистами СанктПетербургского государственного бюджетного учреждения «Городской информационно-методический центр «Доступная среда» и экспертами Санкт-Петербургской региональной организацией Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» сформулированы рекомендации, в виде описания функций аппаратно-программной системы, обеспечивающей доступность городского наземного пассажирского транспорта для людей с глубокими нарушениями зрения. В результате совместной работы сформулированы основные принципы технического задания на разработку мобильных приложений программно-аппаратных систем в рамках создания «безбарьерной среды» для инвалидов по зрению по созданию доступа к транспортным услугам.



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2018