AppleScript для абсолютных новичков

Дата публикации:16.07.2012
Twitter Facebook Vkontakte

Глава 4. Работа с числами

В начальной школе вы, должно быть, делали вычисления, заменяя точки результатом:

2 + 6 = ...
... = 3 * 4

В средней школе точки вышли из употребления, и всюду были расставлены переменные называемые "x" и "y". Оглядываясь назад, вы можете удивиться тому, что люди так пугались этого небольшого изменения в системе обозначений.

2 + 6 = x
y = 3 * 4

AppleScript тоже использует переменные. Переменные (variables) - это ничего более, чем удобное имя, определяющее некоторую особую часть данных, таких как число. Имена переменных часто называют "идентификаторами" (identifiers), поскольку они обозначают, идентифицируют данные. Здесь имеется два примера [1] с операторами AppleScript, где переменным присваиваются некоторые значения с помощью команды "set".

set x to 25
set y to 4321.234	[1]

Покуда имена переменных, сами по себе, в AppleScript не имеют специального значения, для нас, людей, описательные имена переменных могут сделать сценарий более легким для чтения и потому более понятным. Это большой плюс: в случае если вам надо отыскать ошибку в вашем сценарии (ошибки в сценариях и программах традиционно называют "блохи", "баги" (bugs)). Следовательно, избегайте использования непонятных имен переменных, таких как "x". Например, переменная для обозначения ширины изображения может быть названа "pictureWidth" [2].

set pictureWidth to 8	[2]

Пожалуйста, обратите внимание, что имя переменной состоит из одного слова (или, в крайнем случае, из одного символа). После проверки синтаксиса, имя переменной отобразится зелённым цветом, так что вы сможете сразу увидеть, что это не зарезервированное слово AppleScript, которое выделяется голубым или красным цветом. А также, заметьте, что данные (такие как число "8" в сценарии [2]) окрашены чёрным цветом.

Пока вы вполне свободны в выборе имен переменных, но есть несколько правил, которым они должны соответствовать. Я могу их все вам перечислить, но это будет неинтересно. Основное правило, которому вы должны следовать, то, что имя вашей переменной не может быть командой AppleScript или каким-любо зарезервированным словом. Например, "set", "say", "to", и "beep" - слова, которые имеют специальное значение в AppleScript. Составляя имена переменных из словосочетаний, подобных "pictureWidth", вы всегда можете быть уверены в них. Чтобы поддерживать читаемость имен переменных, рекомендуется использовать в них прописные символы.

Если вы настаиваете на изучении ещё пары правил, дочитайте этот параграф. Кроме букв, допустимо использовать ещё и цифры, но имя переменной нельзя начинать с цифры. Также допускается символ подчёркивания _.

Теперь, когда мы научились присваивать переменной значение, мы можем производить вычисления. AppleScript в состоянии выполнять основные математические операции, поэтому нет нужды обращаться к специальным программам, которые могли бы произвести вычисления, чтобы определить площадь изображения. Вот сценарий [3], который делает именно это.

set pictureWidth to 8
set pictureHeight to 6	[3]
set pictureSurfaceArea to pictureWidth * pictureHeight

Используйте следующие символы, официально известные как операторы (operators), для выполнения основных математических вычислений.

  • + для сложения
  • - для вычитания
  • / для деления
  • * для умножения
  • Степень записывается символом ^.

Сценарий [4], который вычисляет объем куба.

set cubeEdgeLength to 10.0
set cubeVolume to cubeEdgeLength ^ 3	[4]

Если выполнить этот сценарий [4] в Script Editor, то результат отобразится в нижнем поле редактора. Если вы не видите результат, переместите горизонтальную линию повыше от закладок. Поле результата (Result) покажет результат последнего выполненного оператора. Если ваш сценарий содержит только один оператор [4.1], то в поле результата будет показано "10.0". Для всего сценария [4], результат будет "1000.0". То есть, выражение "cubeEdgeLength ^ 3" будет посчитано, и будет показан результат.

Числа делятся на два типа: целые и дробные. Вы можете увидеть пример каждого из них в операторах [1.1] и [1.2] соответственно. Целые (integers) используются для счета, в котором мы будем что-нибудь подсчитывать, когда будем повторять серию инструкций определенное количество раз (см. главу 13). Вам знакомы дробные числа или вещественные (real) числа, например как средняя скорость болида в гонках Formula-1. Кстати, оба и целые, и вещественные числа могут быть отрицательными, как вы можете знать по вашему счету в банке.

Дополнительная информация

  1. Полный вариант книги (rtf/7z)-- электронная книга с сохранением иллюстраций, форматирования, изменений в цвете шрифта.


Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2019