Перспективы распространения IT-технологий среди незрячих людей

(Материалы научно-практической конференции "IT-технологии как средство реабилитации незрячих людей: Состояние, проблемы и перспективы", Государственное бюджетное учреждение культуры "Пермская краевая специальная библиотека для слепых", Пермь, 2011)
Дата публикации:15.06.2012
Twitter Facebook Vkontakte

Всем известно, что большую часть информации об окружающем мире, а именно 90 процентов, человек воспринимает зрительно. Совершенно очевидно, что незрячий человек в силу отсутствия зрения изначально ограничен в получении информации. Помочь преодолеть это ограничение и получить, таким образом, информационную независимость призваны современные информационные технологии.

Сегодня IT-технологии для инвалида по зрению - это не только инструмент, позволяющий решить ту или иную задачу, но и, в прямом смысле слова, средство реабилитации. Это мост, который позволяет преодолеть информационную пропасть, отделяющую незрячего человека от относительно здоровых людей, получить почти равные возможности по доступу к информации и работе с ней.

Если это цифровое информационное окно будет закрыто, слепые и слабовидящие люди будут лишены возможности полноценно участвовать в современной жизни.

Освоение незрячими людьми современных информационных технологий - это необходимость, которая с каждым годом становится всё более значимой. Не владея современными информационными технологиями, незрячие люди останутся "на обочине" современной жизни. В такой ситуации уже нельзя будет всерьёз говорить о качественном образовании незрячих людей, об их профессионализме, эрудиции, осведомлённости и даже полноценном личностном развитии.

В связи с этим нужно решать две задачи.

  1. Доступность современных технологий для незрячих людей;
  2. Обучение незрячих людей работе на компьютере и использованию современной цифровой техники.

Очень радует, что к обучению незрячих работе на компьютере сегодня подключилось Всероссийское общество слепых. В региональных и местных организациях ВОС, при библиотеках для слепых открываются компьютерные классы для незрячих пользователей.

Институт повышения квалификации ВОС перепрофилирован в РЕАКОМП ВОС, (реабилитация и компьютер). Институт занимается обучением работе на компьютере начинающих пользователей, а также готовит преподавателей информатики для незрячих пользователей.

Культурно-спортивный реабилитационный комплекс ВОС обучает работе на компьютере начинающих незрячих пользователей. А также проводит специальные обучающие курсы по GPS-навигации и курсы аранжировщиков.

Как обучать незрячих людей работе на компьютере?

Я сталкивался с разными подходами и представлениями о способах и порядке обучения. Несколько примеров. Человек, беседуя со мной по Skype, сказал, что обучил незрячего работе на компьютере за 3 дня. Я стал расспрашивать, что теперь умеет делать этот незрячий пользователь. Оказалось, он может набирать текст в программе Word. При этом он не может ни отформатировать текст, ни сохранить его. Не может он и самостоятельно запустить Word, включить и выключить компьютер. Здесь можно говорить об изучении русской раскладки клавиатуры, но об освоении компьютера всё-таки речи идти не может.

Сталкивался и с другим подходом. Знакомый создавал в меню "Пуск" папки. В качестве имён папок он указывал цифры. В папках он размещал плей-листы для воспроизведения музыки и книг. После этого, нажав клавишу Windows, а затем нажав несколько цифровых клавиш, можно было запустить книгу или музыкальный альбом. Начинающему пользователю требовалось знать, какие комбинации цифр что запускают. Подобный подход вообще нельзя считать обучением. Это использование компьютера как некой музыкальной шкатулки, в которой содержится определённый набор аудиокниг и музыки. Да и нельзя каждый раз начинать слушать аудиокнигу сначала, нужны хотя бы какие-то элементарные навыки управления программой-проигрывателем. Самое сложное, что такие начинающие "пользователи компьютера" привыкают к подобной системе, так как начали они именно с этого. Доводилось переучивать таких людей. Все просьбы настроить компьютер так, чтобы книжки и музыка включались клавишей Windows и цифрами, отвергали принципиально.

Считаю подобные подходы и представления об обучении работе на компьютере незрячих людей в корне неверными. Только когда незрячий человек может сесть за компьютер с программой экранного доступа и самостоятельно выполнить необходимые ему задачи, можно говорить о том, что он освоил работу на компьютере. Какие именно задачи он сможет выполнять, это уже другой вопрос, вопрос степени владения компьютером.

Сталкивался в дискуссионных листах с высказываниями опытного пользователя о том, что компьютеры и Смартфоны нужно выдавать каждому по ИПР, поскольку на самом деле научить пользоваться компьютером и Смартфоном можно очень легко и быстро, причём даже очень пожилых людей, исключений нет. На мои возражения человек ответил, что ВОСовские преподаватели намеренно недоучивают людей, им невыгодно учить, поскольку если всех научить пользоваться компьютером, то учеников не останется, и ВОСовские преподаватели потеряют работу. И это написал человек, обучавшийся на курсах информатики в институте РЕАКОМП.

После таких высказываний на вопрос, как обучать, хочется ответить: "по возможности так же, как в школе".

Учитывая самые разные представления о способах и методах обучения незрячих пользователей, выскажу свою позицию по этому вопросу, которая сложилась в процессе пятилетнего опыта обучения незрячих пользователей.

Работа с компьютером на слух - совсем не то же самое, что работа при помощи монитора и мыши. Интуитивно понятный интерфейс, наглядные и естественные способы взаимодействия пользователя с компьютером - это атрибуты современных операционных систем. Однако всё это относится только к визуальной работе с системой. Когда речь идёт о незрячем пользователе, говорить об интуитивно понятном интерфейсе не приходится. Незрячему человеку для работы на компьютере требуется, помимо общих представлений о принципе работы, знать определённое количество приёмов работы с интерфейсом при помощи клавиатуры. То есть для того, чтобы незрячий человек мог пользоваться компьютером, ему нужно заранее обладать некоторым набором знаний и навыков. В отличие от видящего экран человека, незрячий не может подойти к компьютеру и ткнуть мышью в нужный значок или надпись. Ему нужно получить представление о меню, которых он не видит, о диалоговых окнах и элементах управления в этих окнах. Для незрячего эти элементы - не просто штучки с подписями, среди которых нужно ткнуть мышью подходящую надпись или картинку, а кнопки, флажки, радиокнопки, комбинированные списки, редакторы и так далее. Нужно уметь перемещаться по этим элементам, выбрать нужный элемент и установить в нём нужное значение, либо привести его в действие. Это легко и просто для опытных пользователей, но представляет достаточно долгий процесс запоминания и привыкания для начинающих.

С чего начинать?

После создания нашего звукового учебника у меня не раз спрашивали: почему вы не рассказали об аппаратной части компьютера и операционной системе в самом начале, а поместили эти занятия примерно в середине учебника? Обычно так не делается, все учебники и учебные планы обычно начинаются как раз с теоритического изучения аппаратной части и общих принципов работы вычислительной техники.

В этом вопросе мы придерживались и придерживаемся следующей позиции. Человеку, никогда не пользовавшемуся компьютером, рассказы об аппаратных устройствах и операционных системах мало что дадут, поскольку он не видел вещей, о которых идёт речь. Начинающий пользователь может начать работать на компьютере, уже настроенном для работы незрячего кем-то более опытным. Конечно, это извечный вопрос, должен ли знать водитель устройство автомобиля, на котором ездит.

Мы стараемся привлечь человека первыми же успешными результатами обучения, стараемся, чтобы он как можно быстрее получил практическую пользу от уже имеющихся знаний: смог набрать текст, послушать музыку, почитать книги. Такие успехи придадут человеку уверенности в себе, простимулируют к дальнейшему изучению компьютера. А вот рассказы о триггерах и других логических элементах, процессорах, шинах, северных и южных мостах, операционных системах в самом начале, напротив, могут пошатнуть уверенность человека в своих способностях изучить компьютер. Тем более что на практике нам обычно не требуется такое детальное знание принципов работы ЭВМ. Когда человек уже будет работать на компьютере, эта информация будет для него более понятна и даже интересна.

Чему обучать?

Компьютер такая вещь, которую можно изучать бесконечно. Всегда можно найти интересные и полезные программы, которые можно изучить. Можно углубиться в тонкости работы с текстом или звукозаписями, заняться веб дизайном, освоить музыкальный редактор и быть композитором или аранжировщиком, создавая музыку на компьютере. Однако для всего этого необходим базовый набор знаний и навыков работы, без которых освоение специфических направлений не возможно.

Что входит в базовый набор знаний?

Во-первых, знание клавиатуры. Незрячий работает на компьютере исключительно при помощи клавиатуры, и, не зная клавиатуры, пользоваться компьютером нельзя.

Во-вторых, работа с файлами и папками. Всю информацию мы храним в файлах, поэтому грамотная работа со структурой файлов и папок необходима для сохранения и удобного поиска информации на компьютере.

Ещё один пункт в копилке базовых знаний - это работа с интерфейсом. Обычные и диалоговые окна, меню и его элементы. Без уверенной работы с интерфейсом говорить об уверенной работе на компьютере не приходится.

Также в джентельменском наборе базовых знаний должна быть и уверенная работа с современными носителями информации: оптическими дисками, флэш картами, переносными жёсткими дисками.

Важным моментом для незрячего считаю умение работать с принтером, сканером и программой оптического распознавания текста. Это позволяет незрячему человеку работать не только с электронными, но и с бумажными документами.

Ну и, конечно же, необходимы общие представления о компьютерных сетях, сети Интернет, умение работать с веб-страницами, найти информацию в сети, пользоваться электронной почтой и другими популярными сервисами сетевой связи.

Ещё одна полезная тема - это работа с мультимедиа. Общие представления о популярных аудио и видео-форматах, умение работать с популярными программами-проигрывателями. Всё-таки компьютер сегодня - это ещё и музыкальный центр, и домашний кинотеатр.

Перечисленные пункты - это базовый набор знаний, арифметика и таблица умножения, которая требуется всегда и везде, какие бы задачи не решал пользователь на компьютере. Если человек освоил перечисленные темы, можно считать, что он освоил базовый курс работы на компьютере.

В какой последовательности обучать?

Мне задавали вопрос: "Почему вы начинаете с изучения клавиатуры"? В ответ я спросил: "С чего же тогда начинать"? Мне посоветовали начинать с интерфейса, файлов и папок.

Да, действительно, в некоторых обычных учебниках работа с компьютером начинается именно со щелчков мышью по ключевым папкам и пунктам меню операционной системы. Однако незрячий пользователь не применяет в своей работе мышь, а пользуется компьютером исключительно при помощи клавиатуры. И если незрячий не знает клавиатуру, как, а вернее, чем же тогда открывать файлы и папки? Изучать клавиши тогда, когда они понадобились? Это крайне неудобно. Человек изучает работу с файлами, для каждого действия ему требуется воспользоваться клавишей, которую он не знает? Такое перепрыгивание с одной темы на другую будет очень тяжёлым для учащегося. Это всё равно, что заняться высшей математикой, изучая таблицу умножения по мере того, как решаешь уравнения, извлекаешь корни из чисел, возводишь в степени и так далее.

Для того чтобы избежать путаницы и сумбура, необходимо составить план занятий и выстроить его таким образом, чтобы изучать темы от простых и основополагающих к более сложным. Нужно исходить из предпосылки, что учащийся в первый раз садится за компьютер. В этом случае лучше начать с общей информации о том, какие задачи позволяет решать компьютер, познакомиться с устройствами, из которых состоит компьютер, системный блок, монитор и т. д. Затем приступить к изучению клавиатуры. Здесь придётся разделить этот процесс на два этапа.

Изучив блоки клавиатуры и клавиши, которые понадобятся для запуска программы экранного доступа и текстового редактора, учимся запускать программу и редактор, а затем приступаем к изучению русской раскладки клавиатуры. Зная русскую раскладку, уже можно делать немало вещей. Работать с файлами, папками, ярлыками, создавать их, давать имена.

Составляя план занятий и выбирая очередную тему, убедитесь, что ученики перед изучением темы уже обладают необходимым набором знаний для её успешного освоения. Например, нельзя приступать к просмотру сайтов в Интернете, не изучив английскую раскладку, нельзя изучать мультимедиа-проигрыватели, не освоив работу с файлами и папками и тому подобное. План занятий нужно составить таким образом, чтобы следующая тема основывалась на уже изученном материале.

Если преподаватель не ограничен по времени обучения группы, можно составить список тем в порядке их изучения. Если требуется уложиться в определённые временные рамки, нужно составить таблицу, учебно-тематический план занятий, в котором по датам расписать изучаемые темы, указав количество часов для каждой темы. Если обучением группы занимаются несколько преподавателей, нужно указать преподавателя каждой темы.

Составляя учебно-тематический план, нужно помнить, что материал не осваивается учащимися с первого раза, требуется время для повторения и закрепления знаний и навыков. Подобрать время, в среднем необходимое для изучения той или иной темы, можно будет в результате накопленного опыта, а для начала можно оставить резервные часы для последующей корректировки плана занятий в случае необходимости. Составляя учебно-тематический план, нужно помнить, что незрячему человеку нельзя быстро показать что-либо на экране, необходимо освоить нужное действие, работая на слух с интерфейсом и его элементами управления. Поэтому для освоения той или иной темы начинающими незрячими пользователями нужно значительно больше времени, чем предполагают учебные планы обычных курсов.

Для каждой темы преподавателю, который будет её вести, следует составить краткое методическое пособие, описывающее ход занятия.

Даже если от преподавателей не требуют обязательной подготовки этих материалов, учебный план и планы занятий следует составить, чтобы систематизировать процесс обучения. Следуя составленным планам, преподаватели не допустят путаницы и ошибок.

Казалось бы, я говорю общеизвестные вещи, однако прочитанные мною в сети интернет высказывания по вопросу обучения незрячих пользователей, а также некоторые способы обучения, которые я встречал на практике, побудили меня уделить этому вопросу особое внимание. Думаю, при подготовке преподавателей следует уделять вопросам составления планов занятий особое внимание.

Нужен ли сегодня рельефно-точечный шрифт Брайля?

Сегодня некоторыми участниками дискуссионных листов для незрячих высказываются мнения, суть которых сводится к тому, что незрячему пользователю компьютера Брайль уже не нужен, с появлением компьютера необходимость в нём отпала.

Здесь я бы хотел уточнить. Кому и для чего не нужен? Для прослушивания художественной литературы и общения в Интернете, да, действительно не нужен. Но чтение математических выражений - это совершенно другая задача, и здесь владение письменностью необходимо; говорить о математике на слух всё-таки не серьёзно.

История знает немало незрячих математиков, сейчас их практически нет. Может, причина в том, что сегодня чтением и письмом по системе Брайля уверенно владеет лишь небольшой процент незрячих людей?

А как незрячему человеку прочитать что-либо вслух, не владея уверенно системой Брайля? Пользуясь синтезатором речи и аудио книгами, сделать этого нормальным образом просто нельзя.

Ну и, конечно же, учёба. Человек, не владеющий письменностью, - это не студент, а просто слушатель. Только конспектируя информацию, можно эффективно обучаться. Конспектировать, конечно, можно и на ноутбуке, но при этом нужно иметь доступ к розетке, время работы ноутбуков от батареи очень невелико. А главное, такой, не владеющий письменностью незрячий в итоге всё равно будет не читать, а слушать конспект. Это существенный фактор при изучении материала. Только при непосредственном чтении текста внимание максимально концентрируется на читаемом материале. Всерьёз говорить об учёбе исключительно при помощи диктофона даже не хочется. Учёба в вузе людей, которые не владеют письменностью, - это результат сегодняшних льгот для людей с ограниченными возможностями здоровья на поступление в ВУЗ и обучение. Тройки такого "студента" - это явно завышенные оценки. Реальными знаниями такой специалист очень часто не обладает.

Компьютер не отменил для относительно здоровых людей шариковые ручки, точно так же он не отменяет прибор, грифель и Брайлевскую бумагу для незрячего человека. Даже если видящий человек работает с текстом на компьютере или другом устройстве, он всё равно остаётся читателем, а не слушателем. Незрячий человек может быть читателем только в одном случае - если он владеет системой Брайля.

Нужен ли DAISY?

Сегодня среди опытных пользователей современной техники звучат высказывания о том, что для цифровой "говорящей" книги необходимо использовать формат DAISY, который применяется во многих странах мира для создания "говорящих" книг. Что же скрывается под словом DAISY, чего же мы хотим?

Слово DAISY - это акроним. Он расшифровывается как Digital Accessible Information System (цифровая доступная информационная система). Под этими словами скрывается следующее. Это формат для аудиокниг, который:

1. Позволяет создавать книги в текстовом, аудио или и в текстовом и в аудио варианте одновременно.

2. Если DAISY-книга содержит одновременно и текст, и аудиозапись, их можно синхронизировать, так же, как синхронизируют музыку и текст в Караоке. В результате читатель может ввести ключевые слова и найти эти же слова на аудиозаписи.

3. DAISY позволяет разметить текст по главам, абзацам, предложениям и другим признакам. Для размещения в тексте доступны шесть вариантов таких закладок, шесть уровней. Закладки одного уровня ставятся, например, в начале новой части книги, закладки другого - в начале каждой главы и так далее. Это позволяет читателю быстро переходить от одной части к другой, от одной главы к другой и так далее.

Значительным недостатком, на мой взгляд, является высокая трудоёмкость при создании DAISY-книг. Выпуск литературы в альтернативных форматах, в частности, создание аудиокниг - и без того достаточно трудоёмкая работа. Если же после записи аудиокниги готовить электронный текст, синхронизировать его с аудиозаписью на всём её протяжении, размечать закладками соответствующего уровня части книги, трудозатрат и времени на создание такой книги потребуется в несколько раз больше, чем при подготовке аудиокниги или книги, напечатанной по системе Брайля.

Конечно, не обязательно размечать книгу по всем шести уровням, не обязательно снабжать аудиокнигу ещё и её текстовым вариантом, не обязательно синхронизировать аудио с текстом. Но в этом случае весь смысл формата DAISY теряется.

Есть программы, которые автоматически создают книги в формате DAISY, начитывая текст синтезатором речи в аудиофайлы и синхронизируя полученную таким способом аудиозапись и текст, из которого эта запись создана. Но для книг, созданных в формате DAISY, применять синтезированную речь совсем бессмысленно, на много практичнее использовать встроенный в плеер синтезатор речи. А удобную навигацию по тексту и, тем более, контекстный поиск, обеспечит даже правильно размеченный документ Microsoft Word или HTML-документ, не говоря уже о таких форматах как FB2, EPUB и других.

Формат DAISY мог бы быть очень полезным для тех незрячих, которые изучают иностранные языки. Представьте, насколько удобно и прочитать слово или фразу на иностранном языке, и услышать, как она произносится. Однако для этого тоже нужен либо компьютер с Брайлевской строкой и программой DAISY, либо органайзер для незрячих с Брайлевским выводом. Брайлевский вывод очень недешёвый, и приобрести такие устройства могут далеко не все инвалиды по зрению.

Конечно, DAISY - это формат книг для незрячих, принятый во многих странах мира. Однако это совсем не означает, что мы можем взять книгу в зарубежной библиотеке и послушать её на своём плеере, который поддерживает DAISY. Причина тому - криптозащита книг.

В формате DAISY также предусмотрено шифрование книг, с целью защиты прав авторов. Библиотеки, выдающие книги в формате DAISY, шифруют их своим ключом. Только плеер, программное обеспечение которого содержит этот ключ, может воспроизвести такую книгу. Поэтому использование формата DAISY совсем не означает, что мы сможем читать DAISY-книги библиотек всего мира.

Нужно ли внедрять формат DAISY сегодня? Я бы не стал категорически отвечать на этот вопрос положительно. Наверное, использовать формат DAISY нужно было с первых шагов внедрения цифровой "говорящей" книги в России.

ИПТК "Логосвос" не пошёл по пути внедрения DAISY, однако, когда ушли в прошлое аудиокассеты, встал вопрос о дальнейшем существовании "говорящей книги", и Логос решил проблему комплексно. Компанией Элекжест был разработан плеер. Можно говорить о недостатках этого устройства, но этот плеер в отличие от неадаптированных для незрячих устройств был полностью доступен для незрячего читателя и удобен именно для прослушивания "говорящих" книг.

ИПТК "Логосвос" обеспечил цифровыми "говорящими" книгами специальные библиотеки России. Программа для создания цифровых "говорящих" книг выложена для свободного скачивания, благодаря чему цифровые "говорящие" книги на флэш картах сегодня может создавать не только ИПТК "Логосвос", но и любой желающий. Как мы можем наблюдать, решилась и проблема с поставкой устройств для прослушивания цифровой "говорящей" книги. Решилась сторонними производителями.

Можно критиковать ИПТК "Логосвос", но сегодня, думаю, можно сказать, что с переводом "говорящей" книги на цифровые "рельсы" они справились.

Что касается DAISY, то никакой комплексной работы по его внедрению, сравнимой с действиями ИПТК "Логосвос", нет. Есть отдельные разговоры о том, что нам нужен DAISY. Тифлоплееры сторонних разработчиков поддерживают воспроизведение книг в этом формате, в некоторых библиотеках, а также просто энтузиастами создаются книги в формате DAISY. Однако комплексного решения нет. Сегодня читатель не может прийти в библиотеку и получить DAISY-книгу. Далеко не каждый находящийся на руках незрячих читателей плеер воспроизведёт книгу в формате DAISY.

Если говорить о внедрении DAISY сегодня, то это не должно быть возвратом назад, к первым шагам цифровой "говорящей" книги в России. Все тифлоплееры должны поддерживать и российский формат, предложенный издательством Логос, и DAISY. Основная масса книг сегодня создана в российском формате, поэтому поддержка этого формата тифлоплеерами стала актуальной. А DAISY - это задел на будущее, возможность начать выпуск книг и в этом формате.

Кстати, не исключено совмещение этих двух форматов. Ведь DAISY - это просто несколько дополнительных файлов, находящихся в папке с аудиофайлами книги. Такие файлы могут находиться и в папках с книгами от ИПТК "Логосвос". Они не помешают воспроизведению книги на старых плеерах и позволят использовать все преимущества DAISY пользователям поддерживающих этот формат устройств. Единственное условие, подобный DAISY-плеер должен иметь возможность воспроизводить криптозащищённый формат ИПТК "Логосвос" и при этом обрабатывать находящиеся в папке с книгой файлы DAISY. Но это уже задача для разработчиков.

Роль специальных библиотек в современном информационном пространстве.

Сегодня, когда незрячему пользователю компьютера доступна почти вся литература, когда издание книг в альтернативных форматах больше не является необходимым условием доступности информации, какую роль должны играть специальные библиотеки для слепых? Какую нишу они должны занять в современном информационном пространстве?

Не секрет, что очень многие незрячие пользователи компьютера не получают книги в специальных библиотеках. Совершенно очевидно, что, по крайней мере, по части художественной литературы незрячий пользователь ПК может самостоятельно удовлетворить свои потребности в чтении, пользуясь сетью Интернет, электронными библиотеками или банально сканируя обычные книги.

Можно читать книги синтезатором речи, можно слушать аудиокниги, которых в Интернете тоже множество.

Сегодня незрячий читатель, владеющий компьютером, имеет настолько большой выбор литературы, что специальная библиотека далеко не всегда может сравниться в этом смысле с современными IT устройствами и Интернетом.

Стоит отметить, что своё место в современном информационном пространстве ищут не только специальные, но и вообще все библиотеки. Сегодня людей, пользующихся услугами библиотеки, называют уже не читателями, а пользователями библиотек. Это означает, что современная библиотека сегодня предполагает нечто большее, чем хранение, каталогизацию и выдачу книг. В современной библиотеке оказываются и разного рода информационные услуги, такие как, доступ к сети Интернет, выполнение услуг по поиску юридической и иной справочной информации, доступ к полнотекстовым электронным базам в стенах библиотеки и другие. Однако человек, имеющий компьютер, доступ к сети Интернет и уверенно пользующийся ими, способен самостоятельно, не выходя из дома, справиться и с такими задачами. Поэтому найти новые современные и востребованные формы обслуживания для библиотек, в том числе и специальных, - задача гораздо более важная, чем может показаться на первый взгляд.

Что может и что должна предложить специальная библиотека своим пользователям сегодня, чтобы не потерять свою значимость?

1. Всё те же традиционные услуги по обеспечению незрячих пользователей литературой в альтернативных форматах. Объясню почему. Сегодня незрячих людей, владеющих компьютером на приемлемом уровне, всё-таки меньшинство. Какие бы обучающие курсы не проводились, они не обладают такой пропускной способностью, которая позволила бы в короткие сроки обучить работе на ПК всех незрячих людей, да и стопроцентной успеваемости не бывает. Поэтому всегда будут люди, для которых литература в альтернативных форматах - это единственный способ читать. Далеко не все относительно здоровые люди владеют компьютером, а изучение компьютера незрячим человеком - гораздо более сложная задача. Поэтому спрос на традиционные услуги библиотеки был, есть и останется.

2. Обучение незрячих пользователей работе на компьютере. Это большая, важная и, не побоюсь этого слова, благородная работа, которой предстоит заниматься ещё очень долго.

3. Предоставление других информационных услуг, таких как, доступ к юридическим и другим справочным материалам, предоставление возможности воспользоваться компьютером и сетью Интернет в стенах библиотеки и так далее.

4. Практическая и техническая помощь незрячим пользователям в освоении компьютера и тифлотехники.

А какие же услуги следует предложить опытным пользователям современных информационных технологий?

Думаю, здесь специальным библиотекам ещё предстоит найти свой путь. Нужно занять ещё не занятую нишу на информационном поле, предоставить то, чего ещё нет.

По моему мнению, одним из таких перспективных направлений является создание фильмов с тифлокомментариями для незрячих. В Интернете есть текстовые и аудио книги, а вот вопрос доступности фильмов почти никто не решает. Обычным людям это просто не нужно, и специальные библиотеки являются теми организациями, которые могут заняться этим вопросом и открыть незрячим людям полноценный доступ в мир кино. Совсем не обязательно ставить задачу создания таких фильмов перед каждой библиотекой, достаточно, чтобы появилось издательство, которое будет выпускать подобную продукцию, адаптировать фильмы для незрячих людей и обеспечивать этими фильмами специальные библиотеки России.

Также можно снабжать фильмы сурдопереводом для людей лишённых слуха. Ведь эти люди отрезаны от мира кино даже в большей степени, чем незрячие. Для первопроходцев в этом направлении это, на мой взгляд, не плохая идея создания своего бизнеса, главное определить, кто и как будет приобретать такую продукцию для специальных библиотек.

Здесь я вижу две основные проблемы, но очень значительные. Первая - это необычность и непривычность предложения. Таких фильмов очень мало и широкого распространения они не имеют. Вряд ли такое предложение вызовет интерес у тех, кто ещё ни разу не видел подобного кино. Необходимо проводить презентации и демонстрации таких фильмов среди незрячих. Вероятнее всего, познакомившись с такими фильмами, среди незрячих людей найдутся поклонники доступного кинематографа. Вторая проблема - это вопрос авторского права. В совокупности эти две проблемы могут сделать идею неосуществимой.

Второй интересной возможностью, которая привлекла бы пользователей ПК, на мой взгляд, могло бы стать дистанционное обслуживание пользователей библиотеки через сеть Интернет. Однако подобное обслуживание требует разработки соответствующего программного обеспечения, квалифицированных специалистов, которые будут администрировать такую систему, библиотекарей, которые будут оперативно готовить материалы, выполнять запросы читателей. Наверное, эти и другие разработки - всё-таки дело будущего, но Российской государственной библиотеке для слепых как методическому центру стоит рассматривать подобные задачи как перспективу на будущее.

Специальные библиотеки для слепых сегодня внедряют новые современные формы работы, занимаются обучением незрячих людей пользованию современными информационными технологиями и продолжают успешно заниматься информационным обеспечением инвалидов по зрению.

Счастье для всех, и пусть никто не уйдет обиженный!

В заключение хотелось бы сказать. Сегодня информационные технологии, доступные для незрячих людей, - это реальность нашей жизни. Разнообразие программ и средств экранного доступа, требования законодательства о доступности Интернет-ресурсов для людей с ограниченными возможностями здоровья, компании, изначально встраивающие в свою продукцию средства доступа для незрячих людей - всё это позволяет с уверенностью смотреть в завтрашний день и говорить о том, что современные технологии останутся доступными для слепых и слабовидящих людей!

Дополнительная информация



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2019