Компьютер - осознанный взгляд пользователя

(Вводный курс для пользователей с проблемами зрения)
Дата публикации:01.07.2012
Twitter Facebook Vkontakte

Введение

Проект "Осознанный взгляд" адресован в первую очередь:

  • производителям адаптивных технологий;
  • работодателям, принимающим на работу инвалидов;
  • образовательным учреждениям и преподавателям, работающим в сфере социальной и профессиональной реабилитации;
  • пользователям желающим осваивать технику самостоятельно.

Если поисковой системе задать соответствующим образом сформулированный запрос, получаешь ответ: количество инвалидов на земле - величина постоянная, составляет 5% от всего населения. Фраза, несомненно, общая и весьма показательная. Современные средства информационной и технической реабилитации позволяют нивелировать цифры, адаптируя людей данной группы к условиям социума.

Благодаря адаптивным технологиям инвалиды по зрению научились преодолевать барьеры межличностного общения, информационную изоляцию, гораздо быстрее и эффективнее пользоваться услугами, покупать продукты, товары народного потребления, совершать банковские платежи и многое другое. Однако "ассистивная революция" не только способствовала развитию всеобщей компьютеризации, независимости незрячих от посторонней помощи, но и поделила инвалидов на две категории. Одна из них - это технически грамотные люди, готовые тратить время и усилия, изучая адаптивные технологии, покупая новые гаджеты, устанавливая программы, находя в виртуальном пространстве источники вдохновения. Другая категория - "вечные пользователи". Доступность информации позволяет оказавшемуся в трудном положении человеку восстановить утраченный с потерей зрения навык пользования результатами образования, как следствие, адаптация в быту, обретение новых интересов, нахождение работы.

Однако для "вечного пользователя" мобильный телефон имеет две кнопочки, на которые назначены номера для быстрого набора, персональный компьютер - это неприступная груда железа, перед которой пасует интеллект. В большинстве случаев он - развлечение, хотя вполне пригоден стать средством самореализации. В неуверенности люди из этой группы запуганы постоянными сбоями системы, сенсорными экранами, троянцами, сетевыми червями и хакерскими атаками. Процесс изучения компьютера может быть охарактеризован ими одним словом "ужас". Продвинутые пользователи понять не могут, в чём же собственно дело, как помочь и объяснить. А дело в том, что теряющему зрение человеку, привыкшему надеяться на визуальную подсказку и произвольный клик мышкой, приходится фактически заново учить теоретический материал, осваивать игнорируемый за ненадобностью строгий язык специальных терминов, применять знания на практике, действовать осмысленно, представлять, что такое Windows, Browser, Office, учиться грамотно составлять поисковые запросы, буквально по крупицам выхватывать случайно понятую информацию из заумных технических шаблонов и недоступных графических инструкций, публикуемых на форумах и в разделе "Часто задаваемые вопросы".

Начинается же с пустяка. Несведущий в технике человек приносит из магазина нужное и полезное изделие, открывает паспорт и вместо внятной инструкции находит опус Евгения Сазонова: "Ложка столовая гражданская состоит из трёх основных частей:

  • держало - для ухватывания ложки кистью руки во время приёма пищи;
  • хлебало - для забора в ложку пищи;
  • соединительной планки, посредством которой держало и хлебало превращаются в единое целое".

Согласитесь, читая этот технически грамотный текст, чувствуешь себя неуютно, особенно, если прибор достаточно сложный. Выпуская подобные инструкции, профессионалы лишаются надежды понять, почему "вечные пользователи" не считают компьютер жизненно важным и привычным инструментом, несмотря на красочные рекламные ролики и мастерски придуманные слоганы, отказываются стать потребителями предназначенной для них продукции.

Проект "ОСОЗНАННЫЙ ВЗГЛЯД" призван положить начало комплексу уникальных разработок в области приобретения пользовательских навыков людьми с проблемами зрения и сопутствующими заболеваниями. Основная идея проекта - изложить материал так, чтобы на доступных для восприятия примерах, выполненных в виде упражнений, будущий пользователь, получив незнакомое задание, сумел осознанно и быстро найти решение, уверенно оперируя инструкциями и правилами работы с техническими средствами реабилитации, умел выбрать для себя необходимую продукцию на рынке адаптивных технологий. Приобретённые умения помогут людям с ограниченными возможностями эффективно и быстро вырабатывать профессиональные навыки, найти возможность зарабатывать деньги в условиях современного рынка, соответствовать стандарту грамотного офисного сотрудника, избавившись от комплекса психологической слепоты.

Основная концепция проекта

В психологии существует понятие "память тела". Основной задачей проекта является отработка движений. Наиболее приемлема техника закрепления знаний и навыков с помощью неё. Обучающийся избавлен от неудач. Схема занятий выстроена так, что при достаточно высокой степени трудности у ученика складывается впечатление, что ему легко, по силам любые задачи. Грамотно спланированная система упражнений позволяет избежать нагрузки информацией разучившегося учиться человека, а исподволь вводит её, посредством умений и навыков.

Начинающий пользователь осваивает то, в чём нуждается, а именно, слышать и понимать синтезированную речь, пользоваться клавиатурой в полном объёме и частично мышью. Все задания направлены на развитие моторики пальцев, речи, слухового и зрительного восприятия. На начальном уровне, когда пользователи осваивают технику быстрой и грамотной работы с текстом, систему навигации в проводнике Windows, сохранение файла, на мониторе нет ничего, кроме крупно написанного текста задания или хорошо различимых, позволяющих сидеть прямо и наблюдать процесс, меняющихся в соответствии с выполнением упражнения увлекательных картинок на заданную тему. Такой подход даёт возможность людям с остаточным зрением визуально оценить свой труд.

Краткое пособие, или так называемый теоретический практикум представляет собой оболочку, наполнение которой управляется только с клавиатуры. Такие понятия как рабочий стол, системная панель, всплывающие подсказки полностью исключены. Они вводятся, когда обучение доходит до визуально значимых манипуляций, например, форматирование документа. После освоения клавиатуры пользователь учится выполнять задания при помощи мыши, изучает основные приложения. Одновременно с освоением каждого из приложений пользователь приобретает навыки оптимизации программы и операционной системы под личные требования. Аудио и видео уроки построены так, чтобы текстом упражнений являлся неоднократно прописываемый пальцами теоретический материал.

Цели и задачи

В процессе обучения незрячих и слабовидящих профессии телефонного оператора определился круг задач, решение которых позволяет в течение трёх-четырёх недель с нулевого уровня компьютерной грамотности подготовить специалиста, способного принимать и совершать звонки, обрабатывать полученную информацию. Разумеется, прошедшему такую подготовку пользователю несравненно легче обучаться, совершенствовать знания и навыки.

Первоочередные задачи - это:

  • научить пользователя слышать и воспринимать синтезированную речь;
  • посредством упражнений запомнить клавиатуру;
  • выработать привычку сидеть прямо вне зависимости от сложности выполняемой работы;
  • рассчитывать сначала на слух и пользовательские навыки, потом на зрение;
  • выработать у пользователя привычку экономить время и усилия, научить работать быстро;
  • научить пользователя грамотно оперировать компьютерными терминами;
  • научить понимать поставленную задачу, отслеживать все способы достижения цели;
  • довести выработанные навыки до автоматизма, запомнить информацию руками.

Актуальность проекта в сфере образования инвалидов по зрению

С появлением Skype и других программ IP-телефонии, позволяющих обучать людей не выходя из дома, преподаватели, работающие с инвалидами по зрению, заговорили о развитии виртуальной среды обучения. Как известно, подобные методы активно практикуются зрячими пользователями, полезны при изучении иностранных языков, подготовке по отраслям знаний, удалённой работе. Однако, чтобы внедриться в зрячеслышащий интерактивный мир, успешно обучаться и работать, необходимо уверенно владеть компьютером, своевременно отвечать на звонок, быстро читать сообщения чата. Функционал программ экранного доступа должен быть изучен в полном объёме, поскольку посредством них ведётся диалог пользователя и технического средства реабилитации. Если администраторы веб-сервисов используют Skype, то проблема доступности изучения программного обеспечения частично решена, поскольку к ней написаны отдельные приложения (SkypeTalking)и скрипты для поддержки программ экранного доступа. Если же речь идёт о другом, автономном приложении, то всё гораздо сложнее. Пользователю придётся хорошенько поломать голову, чтобы заставить программу работать. Задача не слишком лёгкая для прикованного к дому самоучки, у которого много амбиций, а структурированных знаний нет. Всё, что он умеет - это выйти в интернет, позвонить другу, возможно, с трудом набрать адрес новостного веб-ресурса.

Как правило, сетевые занятия длятся 30 - 45 минут. Обычный школьный урок. Если пол-урока пользователи будут искать кнопки, а педагог или работодатель жалеть бедненьких инвалидов, наивно полагая, что поведение обусловлено исключительно состоянием здоровья, обучение утратит эффективность, работа превратится в имитацию деятельности. Чтобы избежать подобной ситуации, будущим стажёрам необходимо полностью освоить приложения, используемые для общения с педагогами, выполнять домашние задания и отправлять их по электронной почте или через интернет. На сегодняшний день существует огромное количество пособий по освоению компьютера, индивидуальных методик, а также центров по изучению информатики. Но виртуальных и локальных пособий, способствующих самообразованию людей, не умеющих учиться без помощи ассистентов, практически нет.

Пользователь, для которого недоступно визуальное и тактильное восприятие текста, оказывается заложником и жертвой шокирующей безграмотности. Особое внимание следует обратить на отработку навыков письменной речи, умение исправлять ошибки.

Проект "Осознанный взгляд" призван положить основу разработкам как автономно действующих озвученных тренажёров, так и обучающих ресурсов в сети Интернет, которые послужат для профессиональной адаптации инвалидов по зрению. Она включает в себя: умение находить и грамотно применять на практике имеющуюся информацию, получение образования, выработку профессиональных навыков, восстановление знаний, утраченных с потерей зрения.

Главные преимущества новой методики

Данный проект предоставляет пользователю возможность обучаться отдельно или в группе, в зависимости от индивидуальных особенностей. Задания разработаны таким образом, что любой ученик, имеющий дома персональный компьютер, может получать инструкции, выполнять упражнения в удобное время, с тем, чтобы отработать и закрепить пройденный материал. Программа обучения может быть сформирована под конкретные задачи, как пользователей, так и работодателей, желающих принять на работу или обучать людей с ограниченными возможностями. Учащиеся получают удовольствие от процесса достижения цели, исподволь осваивают новую информацию, приобретают навык регламентировать время выполнения заданий, учатся эффективно использовать установленные в операционной системе приложения. Задания рассчитаны преимущественно на рефлексивное запоминание последовательности действий, позволяют довести рутину работы на компьютере до автоматизма, высвободить память и активизировать мышление.

Первые результаты проекта

В группах подготовки сотрудников контактно-делового центра для инвалидов по зрению (г. Москва), преподаватели которого разрабатывали методики, лёгшие в основу проекта "ОСОЗНАННЫЙ ВЗГЛЯД", проходили подготовку порядка трёх сотен стажёров. Большинство из них (259 человек) прошли аттестацию и были зачислены операторами входящих и исходящих телефонных линий. Остальные по различным причинам не смогли доучиться или оказались непригодными для работы в данной сфере. Кроме нарушений и полного отсутствия зрения, некоторые стажёры имели проблемы речи (логопедические, национально-языковые), сниженный слух, недостаток пальцев на руках, частичный паралич кисти. Удалось выявить и систематизировать круг задач по обучению таких пользователей, разработать основные методики и упражнения.

Вот несколько примеров людей различных социальных и возрастных групп, стажировавшихся с нулевого уровня и получивших результат:

Федосова Светлана, 22 года. Хороший остаток зрения и боязнь потерять его. По причине боязни работу на компьютере и получение высшего образования считала для себя невозможными. Купила компьютер через две недели после начала занятий, почувствовав реальность выбора: смотреть на монитор или пользоваться программой экранного доступа.

Кривоспицкая Инна, 62 года. Остаточное зрение не позволяет читать с монитора. Повар с сорокалетним стажем. После десяти недель обучения приобрела уверенные пользовательские навыки в рамках личной и производственной необходимости, профессию оператора холодных продаж. Призналась, что чувствует себя помолодевшей, способной говорить на одном языке с продвинутыми внуками.

Зайцева Елена, 18 лет. Полное отсутствие зрения. Студентка института искусств (специализация - гитара). За две недели обучения приобрела навыки уверенного пользователя ПК.

Ку Карина, 34 года. Остаток зрения не позволяет читать с монитора. Не смогла получить среднее образование в силу личностных особенностей. Не может иметь компьютер дома и заниматься самостоятельно по причине совместного проживания с алкоголезависимой мамой. По результатам обучения посредством других методик стоял вопрос о профнепригодности. За 12 недель занятий, совмещаемых с работой на линии, приобрела навыки уверенного пользователя в рамках производственной необходимости, состоялась в профессии. Работа оператора холодных продаж стала делом жизни.

Доржиев Баир, 54 года. Полное отсутствие зрения. Рабочий метростроя. Бурят по национальности. Сильный акцент. Минимальный словарный запас вплоть до трудности общения с преподавателем. По результатам обучения посредством других методик признан профнепригодным. За четыре недели занятий стал уверенным пользователем ПК. Совмещал работу в линии с занятиями по развитию речи посредством компьютера. В течение двух месяцев ярко выраженный акцент исчез. Говорит и пишет грамотно. Работал на входящих звонках (приём заказов).

Кузнецов Сергей, 49 лет. Массажист. Полное отсутствие зрения. Пользуется слуховым аппаратом. Речь размыта, не всегда внятна. Серьёзные психологические проблемы. После полугода обучения уверенный пользователь ПК, менеджер по продажам, успешный бизнесмен.

Пути развития проекта

Все вышеупомянутые стажёры, обучавшиеся посредством методик проекта "Осознанный Взгляд", предельно мотивированы. Для них приоритетным является слово "хочу". Основная же масса людей с нарушениями зрения нуждается в продукте, способном стимулировать мотивацию обучения.

Операционная система WINDOWS распространена наиболее широко. Поэтому первым пособием для отработки пользовательских навыков станет тренажёр на её основе. Параллельно следует под эти же задачи сделать продукт под устройства Apple. Оба пособия должны быть пригодны для обучения пользователей различных категорий, таких как дети (включая младших школьников с задержками интеллектуального развития), слепоглухие пользователи, люди с проблемами речи, заболеваниями рук.

Заключение

В данном докладе мы постарались раскрыть и описать проблемы, существующие в сфере внедрения технических средств реабилитации для пользователей с нарушениями зрения, обозначили задачи, которые нужно решать как во имя ликвидации безграмотности инвалидов, так и для расширения потребительского рынка адаптивных технологий. Проект "Осознанный взгляд" существует совсем недавно. С его помощью для людей с разным уровнем образования и состоянием здоровья открываются широкие возможности самообучения и уверенный путь к успеху.

Мы ищем партнёров и приглашаем всех заинтересованных к сотрудничеству.

  • Лункина Людмила Алексеевна
    Домашний телефон:+7(499)3676038
    Мобильный телефон: +79032247188
    E-mail: lunkina_l at mail dot ru
  • Фадеева Ксения Алексеевна
    Мобильный телефон UK +4474412016961
    E-mail: puzzle81 at mail dot ru
  • Жабин Андрей Владимирович
    Домашний телефон: +7(495)5774672
    Мобильный телефон: +79067625892
    E-mail: gabs_ml at mail dot ru
  • Фомина Людмила Александровна
    Домашний телефон: +7(499)1880277
    Мобильный телефон: +79266447828
    E-mail: la_fo at mail dot ru

Дополнительная информация



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2016