Устарел ли брайль на компьютерах?

Дата публикации:2004
Twitter Facebook Vkontakte

Содержание

  • 1. Введение
  • 2. Наши чувства, используемые как каналы связи
  • 3. Коммуникация между людьми
  • 4. Преимущества письменной информации
  • 5. Общение с компьютером
  • 6. Знание брайля
  • 7. Возможности современной технологии
  • 8. Связь между стоимостью технологии и выгодой для пользователя

1. Введение

Недавно я услышал мнение, что компьютеры с брайлевскими дисплеями предназначены для богатых стран западной Европы, в то время как экономически мыслящие люди, такие как в Америке, предпочитают иметь более дешевый речевой вывод.

Я был удивлен, и это привело меня к вопросу: должны ли умные зрячие пользователи также использовать речевой синтезатор за 30 долларов вместо дорогих мониторов стоимостью в 300 и более долларов?

Мы сразу чувствуем, что такой вывод является каким-то нонсенсом, и это заставляет нас понять, что что-то неверно в этом мнении, которое я слышал, но что?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны проанализировать связь между компьютером и его пользователем и те каналы, которые используются для передачи информации.

2. Наши чувства, используемые как каналы связи

В принципе, все наши чувства используются для связи с окружающим нас миром, потому что любое впечатление, которое мы получаем, дает нам часть информации относительно нашей среды. Однако большинство связей осуществляется с помощью звука или изображения.

Оптический канал может нести самое большое количество информации. Миллионы нервов отправляют впечатления к нашему мозгу, так, чтобы приблизительно 15 изображений могли быть различимы в одну секунду. Если мы принимаем во внимание, сколько информации может быть в одном изображении, мы поймем, какой большой ввод информации мы получаем через наши глаза.

Акустический канал также хорош, потому что мы можем получить одновременно много шумов и сформировать их в "звуковую картину". Теоретически этот канал может передавать до 20.000 информационных бит в секунду, но в действительности аналоговые сигналы, воспринимаемые нашими ушами, несут в наш мозг намного меньше информации.

Конечно, невербальная связь может быть также активирована через осязание, но это обычно играет меньшую роль в повседневной жизни.

Однако эта схема изменяется когда одно из наших чувств дефектно и должно быть заменено другими чувствами. Тогда люди должны читать слова по губам, разговаривать с помощью знаков, исследовать формы с помощью рук, или читать брайль пальцами, как это делают слепые. Часто эти компенсации работают весьма хорошо, однако, нельзя забывать, что это только замены.

3. Коммуникация между людьми

Одной из главных причин развития человеческого общества является выработанная коммуникация, основанная на языке, что позволяет обмениваться идеями не только по общим проблемам, но также относительно абстрактных и сложных тем. Это намного превосходит возможности знаков или простых звуков, которые, вероятно, использовались предшественниками на примитивной стадии нашего развития.

Наличие языка, как эффективного средства связи, не достаточно для достижения высоких стандартов социального развития, пока нет никаких средств сохранения информации, чтобы можно было передавать информацию и делать ее доступной для других людей, особенно, для будущих поколений. Именно с этой целью люди рисовали изображения. Хотя изображения могут нести много информации, но только с их помощью трудно, например, провести философскую беседу. Изобретение символов было заключительной идеей, позволившей представлять не саму информацию, а язык, который описывает информацию.

4. Преимущества письменной информации

Для изображений и для символов используется оптический канал. Это дает некоторые очевидные преимущества:

  • 1. Будучи самым быстрым каналом, он может передавать информацию намного быстрее, чем акустический канал. Я знаю нескольких людей, которые могут прочесть целую книгу из 150 страниц за один час. Даже если человек говорит очень быстро, едва ли он сможет прочесть более 40 страниц за час.
  • 2. Материал можно более легко выбирать. Нельзя "просмотреть" звуковой материал так же быстро, как письменный материал. Это становится очевидным, когда мы используем ленту. Даже с большим количеством изощренных технических методов доступ к письменному материалу осуществляется более быстро.
  • 3. Поскольку письменный материал использует другой канал, его можно использовать параллельно с акустической информацией. Это особенно помогает, когда кто-нибудь держит речь, читая короткие заметки или целый текст с листа бумаги. Это едва ли может быть сделано с помощью наушников.
  • 4. Сложная устная информация редко может быть столь же точна как письменная.
  • 5. Читая текст, читатель одновременно получает информацию о его содержании, структуре и правописании слов.

5. Общение с компьютером

Информация, поступающая из компьютера к пользователю, также использует оптический канал. Первая причина для этого состоит в том, что речевой вывод был разработан намного позже, чем мониторы. Но, что более важно, - это наиболее эффективный путь связи, доступной в настоящее время.

В начале 80-х были разработаны пути доступа к компьютеру для слепых и слабовидящих людей. Слабовидящие люди используют методы увеличения экрана, слепые пользователи получают информацию с помощью чтения брайлевского дисплея или с помощью синтезированного голоса.

Без сомнения, через пальцы может передаваться принципиально намного меньше информации, чем через глаза. Конечно, количество информации, которое может быть получено через любой канал, очень сильно зависит от навыков пользователя.

Очень немногие зрячие люди могут прочитать целую книгу за один час, и довольно много таких, чьи способности чтения очень слабы. Люди с хорошими способностями чтения получают лучший доступ к компьютеру, независимо от того, читают ли они на экране глазами, или на брайлевском дисплее пальцами.

6. Знание брайля

К сожалению, очень немного слепых людей хорошо знают брайль. В Германии примерно 30 % знают брайль вообще, но это не значит, что они являются отличными читателями. В Соединенных Штатах это число даже меньше, только 15-20 %. Одной из причин этого является, конечно, то, что многие люди теряют зрение, будучи уже взрослыми, или даже в пожилом возрасте в результате несчастных случаев или болезни, такой, как например, диабет. Для них часто невозможно использовать пальцы для чтения, особенно, когда их руки привыкли к тяжелой работе. Обычно, эти люди не играют никакой роли для интеграции в рабочие процессы, но они влияют на статистику. Поэтому количество пользователей брайля среди молодых людей конечно выше.

Однако следует сказать, что число действительно хороших пользователей брайля - сравнительно мало. Причины этого могут быть найдены в методах школьного преподавания и в обстоятельствах, когда слепые люди должны практиковаться в чтении брайля:

  • 1. Нет никакого общего метода преподавания слепым ученикам быстрого чтения брайля. Очевидно, что хорошее чтение брайля может быть достигнуто только с использованием обеих рук. Зрячему человеку было бы трудно закрывать один глаз при чтении книги. Однако в некоторых школах учеников учат использовать для чтения только левую руку. Более того, они используют только один палец. Это ведет к одновременному распознаванию только одного символа. При использовании всех пальцев обеих рук могут читаться одновременно, по крайней мере, 6 символов. Квалифицированное движение рук, оптимизирующее путь на тексте, дополнительно ведет к быстрому и эффективному чтению.
  • 2. Хорошие читатели читают не одиночные символы, а целые "изображения слов". Во многих странах используется брайль степени II (краткопись), чтобы уменьшить объем письменного брайлевского материала. Это часто преподается в школах за довольно длительный период времени, до 3-х лет. В течение этого времени написание многих слов постоянно изменяется. Для того чтобы быть эффективным, хорошая степень II должна сокращать наиболее часто используемые слова языка. Это означает, однако, что ученик имеет дело с постоянным изменением изображений слов в течение довольно длительного периода его школьной жизни.
  • 3. Зрячий человек сталкивается с письменным материалом на каждом углу: газеты, книги, уличные знаки, письма, рекламы и т.д. В брайле существует только сравнительно плохой выбор книг и несколько периодических изданий.

Бесполезно преобразовывать газеты в брайль, потому что это слишком дорого и требует очень много времени. Поэтому обычный путь адаптации материала для слепого - начитать его на ленту и использовать аудио канал.

Прослушивание речевого материала весьма удобно, потому что люди не должны упражняться в чтении, и одновременно они могут выполнять некоторую дополнительную работу, такую как мытье посуды, вязание и т.д.

Следствием является небольшая практика и поэтому плохое знание брайля.

Использование брайля важно не только для приема информации (чтения). Очень важный фактор коммуникации - способность писать. Написание сообщений (писем и т.д.) для передачи информации другим людям – только один незначительный аспект. Это может сделать и слепой человек, использующий пишущую машинку. Намного более важный аспект - это возможность записывать примечания, адреса, заметки и т.д. для собственного использования. Слепые люди без знания брайля сталкиваются с большими трудностями при необходимости, например, хранить номера телефонов и адреса друзей, записать, что они должны купить, сделать заметки для речи, написать статью и т.д.

Запись на магнитную ленту является только бедной заменой, потому что во время написания статьи практически нет возможности редактирования, а доступ к информации в говорящей адресной книге не совсем удовлетворителен.

7. Возможности современной технологии

Современные компьютеры предлагают все три канала связи для слабовидящих пользователей и два канала для слепых: тактильный и аудио. Как мы видели выше, эти каналы имеют определенные качества:

  • 1. Аудио канал сравнительно быстр. Поэтому он может использоваться для получения большого количества информации за короткое время, например, при чтении длинного текста с помощью речевого синтезатора, установленного на высокую скорость. Однако наш аудио канал используется также для человеческого общения. Следовательно, если в комнате находится больше одного человека, "читатель" должен использовать наушники вместо громкоговорителей, чтобы не тревожить коллег. Это исключает его из среды общения. Кроме того, компьютерная информация блокирует канал, который необходим для человеческого общения. Это становится очевидным, когда пользователь пишет текст, диктуемый человеком или магнитофоном. При этом он должен слушать голос, который диктует, а также речевой синтезатор, повторяющий текст, записанный в компьютер.
  • 2. Как мы видели выше, скорость информационного потока через пальцы очень сильно зависит от читательских навыков пользователя. Глубокое знание брайля в комбинации с развитой техникой чтения дает реальное преимущество. Хотя брайлевский дисплей показывает только часть экрана размером 40 или 80 символов, быстрое чтение и умелое передвижение по брайлевской строке дают быстрый доступ не только к содержанию текста, но одновременно и к его структуре и правописанию слов. Если пользователь знает брайль достаточно хорошо, непосредственное чтение на брайлевском дисплее намного более эффективно, чем речевой вывод, особенно при редактировании текста, работе с таблицами или написании программ или математических формул.
  • 3. Ситуация слабовидящего человека, получающего информацию на увеличенном разделе экрана, подобна ситуации слепого человека, использующего брайлевский дисплей. Способность читать, и умело использовать технологию является необходимым требованием для успешной работы. Здесь речь также может быть хорошим дополнением для чтения большого количества текста или для передачи информации с экрана в дополнение к той, которая видна в увеличенном разделе.

8. Связь между стоимостью технологии и выгодой для пользователя

Мы видели, что вопрос использования брайлевских дисплеев или речевых синтезаторов не только вопрос вкуса или экономии, но качества. Конечно, речевой вывод является более удобным для человека, который не знает брайль эффективно. Но тогда мы должны спросить себя, что не так с нашей школьной системой, которая исключает учеников, которые не способны читать и писать должным образом?

В нашем обществе способность читать и писать – это требование для хорошей карьеры. Я не могу представить успешного политического деятеля, администратора или другого влиятельного человека, который не способен делать примечания, использовать их в речи, или читать целый текст. Отсутствие этих способностей у слепых широко принято, и достаточно часто самими слепыми людьми. Это плохо для нашего образа в обществе, или мы действительно хотим расцениваться как интеллектуально неполноценные?

Хорошее знание брайля нуждается в практике. Чем больше речевого материала мы получаем, тем меньше практики мы имеем. Говорящие книги подрывают знание брайля, но они используются, потому что их производство более гибкое. Однако, в настоящее время самый быстрый и наиболее гибкий путь создания литературы, доступной для слепых пользователей, - использование компьютеров. С их помощью исчезли старые проблемы трудного производства, пространные книги, огромные хранилища и так далее. Кроме того, они предлагают новый шанс: мы можем выбирать информационный канал. Даже если мы слушаем текст, мы можем одновременно читать его на брайлевской строке, улучшая, таким образом наши навыки работы с брайлем.

При использовании всех возможностей новой технологии мы получаем доступ к гораздо большему разнообразию материала. Но мы получаем не только информацию, но также и дополнительные знания, например, о написании по буквам имен, что всегда является проблемой при работе с аудио материалом.

Конечно, брайлевский дисплей стоит дороже, чем синтезатор речи, но, как мы сказали ранее, это верно и для компьютерного монитора. Верно, что отношения стоимостей различны, но я спрашиваю себя, каким дорогим должен быть монитор, чтобы зрячий человек заменил его синтезатором речи?

Я понимаю, что в странах с низким процентом пользователей брайля (подобно Америке) имеется сильная тенденция использования речевых синтезаторов. Но причиной этого является не экономия, а неграмотность. Люди в организациях для слепых начинают понимать это и проводить в жизнь развитие хороших методов преподавания брайля.

В русскоговорящих странах с их долгой и хорошей брайлевской традицией использование брайлевских дисплеев действительно ограничено недостатком финансовых средств. Но является ли действительно приемлемым путем интеграции ограничение слепых людей одним каналом информации, хотя два были бы возможны и намного более эффективны? Если мы были лишены самого быстрого информационного канала, то разве не является неизбежной потребностью открытие двух оставшихся каналов, чтобы дать нам доступ к технологии, которая помогает нам компенсировать все наши информационные дефициты?

Сколько может стоить интеграция?

Деньги всегда есть, вопрос только для чего они используются. Я недавно читал, что современный танк стоит приблизительно 40 миллионов долларов. С той суммой мы могли бы обеспечить брайлевскими дисплеями около десяти тысяч слепых пользователей. В противоположность танку брайлевские дисплеи имеют то преимущество, что никто не намеревается их уничтожить ракетами. И их использование также немного дешевле. За один доллар Вы можете эксплуатировать брайлевский дисплей Vario 40 более чем 5 лет по 8 часов в день. Танку нужно около 800 литров топлива в час, поэтому наш доллар ушел бы приблизительно за 5 секунд.

Общество может только процветать, если оно преуспевает в интегрировании инвалидов. Мы являемся частью нашего общества, поэтому мы должны заявлять о наших нуждах. Мы должны убедить наших политических деятелей, что это выгодно для нашего общества, когда существующие финансовые средства вкладываются в технологию, которая помогает нам интегрироваться в общество и ведет к приличной жизни.



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2017